Зелов Д.Д. “Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России” И.И.Голикова (к вопросу об обстоятельствах создания и современном научном значении) // Петровское время в лицах–2003. Спб.,2003.

Имя курского купца Ивана Ивановича Голикова хорошо известно каждому исследователю петровской эпохи. Несмотря на популярный характер изложения материала, не претендующего на научную глубину анализа событий и явлений переломного времени, любителю Голикову, никогда не бывшему и не стремившемуся стать профессиональным историком, удалось, казалось бы, невозможное. Его многотомная грандиозная эпопея “Деяния Петра Великого” и “Дополнения к Деяниям” не только не потеряла своей актуальности и значимости как одна из первых серьезных попыток собрать воедино материалы, относящиеся к петровской эпохе, но и попытаться (хотя Голиков еще в предисловии к своему труду сразу отказывается от этой миссии) проанализировать роль и значение Петра Великого, его преобразований в судьбе России. Более того, в целом ряде случаев “Деяния” Голикова могут расцениваться (естественно, с известной долей необходимого для современного исследователя критического анализа при оценке приводимых автором фактов) как вполне достоверный источник петровской эпохи, служащий дополнением к широко известным дневникам, запискам и мемуарам конца XVII-первой четверти XVIII вв.

Если обстоятельства, приведшие курского купца к серьезным занятием историей петровского времени еще относительно известны, то обстоятельства и условия создания Голиковым “Деяний Петра Великого” и “Дополнений к Деяниям” практически не становились объектом изучения. А меж тем, условия и место, в которой создавалась эта грандиозная работа, тоже заслуживают своего внимания и исследования.

Сам Иван Иванович Голиков оценивал обстоятельства, сделавшие его историком в духе провиденциализма, акта Божественной воли, предопределившей его оставить прежнее занятие, казавшееся смыслом жизни и занять новым, доселе неведомым, но ставшим основным, истинным смыслом его земного бытия, служения царю и отечеству.

Голикову было уже 42 года, когда он влип в крайне неприятную историю. До того все шло бы вроде как нельзя лучше. Его карьера, казалось, сложилась, весьма удачно. Он стал крупным негоциантом, имел обширные и влиятельные связи в Москве и Петербурге. В 1779 г. вместе с родственниками Голиков взял на себя питейные откупа Архангельска, Петербурга и Москвы. Родственники- компаньоны стали получать хорошие барыши, но этого им показалось мало. Коммерсанты начали беспошлинно, в обход закона ввозить в Россию “французскую водку”. Прибыль увеличивалась в десятки раз... Однако их деятельность была изобличена и Голиков попал в тюрьму.

Обширные связи и знакомства курского негоцианта, в том числе и в правительственных кругах, дали о себе знать в этой непростой ситуации. Голиков водил дружбу с президентом Комммерц-коллегии А.Р.Воронцовым. Тот и постарался, чтобы участь незадачливого коммерсанта не была уж слишком тяжелой. В 1782 г. в Петербурге произошло грандиозное событие- открытие памятника Петру Великому, ставшего знаменитым символом города. В связи с торжествами был издан манифест, по которому узники, не совершавшие тяжких преступлений, получали высочайшее монаршее прощение. Воронцов внес Голикова в список прощаемых, и тот получил желаемую свободу.

Это событие произвело душевный и духовный переворот в жизни и сознании И.И.Голикова. По преданию, растроганный Голиков сразу же после освобождения помчался на Сенатскую площадь, пал на колени перед статуей Великого Петра и поклялся в память о своем освобождении посвятить остаток дней своему истинному спасителю и написать историю его деяний.

Сомневаться, в том, что все именно так и было, не приходится, ходя документальных свидетельств об этом поступке Голикова, не сохранилось. Он действительно оставил прежние занятия и провел весь остаток дней в изучении различных документов петровской эпохи, на основании которых и стал писать свой многотомный труд. Назвал он его витиевато, но полностью в духе XVIII в.: “Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам”.

Во времена царствования Екатерины Великой, пожалуй, было трудно найти более страстного и искреннего апологета Петра Великого, чем Иван Иванович Голиков. В этом смысле он превзошел даже сподвижников и птенцов Петра I. Полностью оставив коммерцию, Голиков удалился из столицы в имение своей дочери, усадьбу Анашкино Звенигородского уезда. С собой он привез ставшими для него главной ценностью: книги и рукописи петровской эпохи. Со временем Голиков собрал в Анашкино весьма солидную библиотеку по истории петровской России более чем в 1500 томов. После смерти хозяина (1801) она перешла к мужу внучки Голикова - основателю Харьковского университета В.Н.Каразину, а от него - в древнехранилище М.П.Погодина.

Местность, в которой бывший курский негоциант провел почти безвыездно остаток своих дней, ежедневно изучая и создавая Деяния Великого Петра, тоже нуждается в определенном представлении. От усадьбы Анашкино на речке Дубешне ныне не сохранилось и следа. Зато расположенным поблизости Саввино-Сторожевский монастырь и поныне пребывает в своей почти нетронутой временем средневековой красоте и величии. Естественно, что верующий историк-любитель не мог не бывать в нем. Монастырь резко возвысился во времена Алексея Михайловича, очень любившего это место и превратившего его практически в одну из своих резиденций. Его сын Петр, питавший к монастырям в принципе совсем другие чувства, в монастыре не был и вообще резко сократил его доходы. Но Голиков видел во всех деяниях Петра прежде всего пользу и государственный смысл. Ведь в возвращенной в ходе Северной войны Ижорской земле и Карелии Петр активно развивал православие и восстанавливал монастыри. Самыми яркими примерами могут служить восстановление Коневского на Ладоге и основание Александро-Невского, ставшего впоследствии лаврой.

Чрезвычайно живописные и умиротворяющие окрестности Звенигорода, названные в XIX столетии “Русской Швейцарией”, несомненно способствовали для Голикова полному отрешению от присущей столице суете и погружению в написание Истории Петра Великого. Голиков и похоронен был в окрестностях Звенигорода, на кладбище села Каринское, что недалеко от Анашкина. Село, стоящее на высоком, левом берегу Москва-реки, равно как и кладбище, сохранилось до наших дней. Но, могилу И.И.Голикова поглотило беспощадное время.

Создавая свои “Деяния” Голиков традиционно шел в русле древних летописцев, хронологически рассказывавших историю правления своих героев. Естественно, что при всем желании Голиков не смог избежать своей авторской оценки интерпретации изучаемых им источников. По существу, Голиков практически создал светское житие Петра Великого, ибо в его труде присутствует крайняя степень восхваления и фактически сакрального обожествления Петра I и любых его деяний. При этом, создавая и развивая культ Петра Великого, Голиков неизменно подчеркивал личную скромность своего главного героя, его истинную, нелицемерную заботу о счастье, благе и процветании своих подданных.

Любителю Голикову повезло: его труд был по достоинству оценен и издан. Да не где-нибудь, а в типографии Московского университета Н.И.Новикова. Первые 12 томов, вышедшие в свет в 1788-1789 гг. представляли подробную хронику жизни Петра Великого с 1672 по 1719 гг. (первые 9 томов), а последние 3 тома - публикация 1427 писем и других документов, относящихся к петровской эпохи. Труд Голикова быстро сделался популярным и получил даже высочайшее одобрение Екатерины II. Это обстоятельство окрылило Голикова: он получил разрешение работать во всех архивах Российской империи, а в подмосковное Анашкино потянулись необычные возы: пакеты с документами, книгами, воспоминания, дневниками, реляциями очевидцев и творцов петровской эпохи. С большим старанием и усердием Голиков продолжил работу по созданию Истории Великого Петра. За 7 последующих лет кропотливого труда (1790-1797) он не только написал, но еще и издал 18 томов “Дополнений к Деяниям Петра Великого”. Автором был значительно расширен как корпус используемых и цитируемых источников, так и хронологический диапазон исследования. Если первый том Дополнений посвящен истории Бориса Годунова, то есть “ с большим запасом” освещает предысторию петровской эпохи, то последний том - это повествование о птенцах гнезда Петрова, о событиях послепетровской России, подведение своеобразного политического и исторического итога значению петровского времени в судьбе России и мира.

Итог многолетней работы оказался действительно впечатляющим: Голиков написал и издал 30 увесистых томов, посвященных петровской эпохе. Но и на этом Голиков не остановился. Он задумал написать отдельно историю наиболее известных и знаменитых “слуг Петровых”. Замысел действительно был грандиозным, и в случае его реализации был бы тоже, несомненно, многотомным. Но, перенапряжение от многолетнего ежедневного титанического труда дало о себе знать: самый страстный апологет Петра Великого скончался в Анашкино в 1801 г.

Однако И.И.Голиков все же успел написать и издать первый том из задуманной им серии о слугах Петровых : “Историческое изображение жизни и всех дел славного женевца, Франца Яковлевича Лефорта, первого любимца Петра Великого, первого российского генерал-адмирала и сослужебника его, подобно же посвятившего себя службе Отечества нашего генерал-аншефа Патрика Гордона, известного у нас под именем Петра Ивановича Гордона” (1800). Уже после смерти автора, в 1810 г. увидел свет первый том из другой задуманной И.И.Голиковым серии: сравнение жизни и деятельности Петра Великого с самыми известными и славными персонажами мировой истории. Объемное, состоящее из двух частей сочинение так и называлось: “Сравнение свойств и дел Константина Великого первого из римских христианского императора, с свойствами и делами Петра Великого, первого всероссийского императора, и происшествий, в царствование обоих сих монархов случившихся”. Голиков и в новых задуманных им сериях остался верен своему летописному принципу. Во-первых, хронологическое написании истории: первый реализованный им том из серии “петровские слуги” открывают Франц Лефорт и Патрик Гордон - самые первые петровские фавориты. А во-вторых, у Голикова присутствует и летописное видение мироздания: вписывание своей истории своего княжества в общерусскую, а затем в библейскую и всемирную историю.

Сейчас уже невозможно достоверно сказать, как пришел Голиков к этой идее, но то, что она четко прослеживается в его работах, особенно наглядно видно в его последней работе, сравнивающей Константина Великого и Петра Великого. Это сравнение многопланово и многогранно. Находя совпадения, сходства и параллели в личной жизни, судьбе, политической и военной деятельности, судьбах страны и итогах реформах, Голиков с помощью авторитета фигуры мировой значимости, какой несомненно является Константин Великий не только мифологически закреплял и освещал реформы Петра Великого, но показывал их пользу, неизбежность и насущную необходимость для России.

Петр I, точно также, как и Константин Великий переносит столицу из древнего, шумного и богатого города на новое, необжитое, пустынное место. Точно также называет своим именем. Сказание “О зачатии и здании царствующего города Санктпетербурга” вообще изобилует совпадениями, ориентирующими читателя на основание Константинополя, из которых самым известным является появившийся внезапно орел, севший на связанные Петром два ракитовых куста. Согласно легенде, Петр полностью использует римские сакральные ритуалы основания города. Пустынность и безлюдье на месте будущих Константинополя и Петербурга не выдерживает критики, равно как и орел на Заячьем острове. Ныне дискуссионен и сам вопрос о пребывании Петра в Петербурге в момент основания города.

Однако в данном случае для нас важно другое. Для Голикова подобных проблем и вопросов не существовало. Он создавал Деяния Петра Великого в духе средневекового провиденциализма. Причем не просто Деяния, написанные апологетом, а Деяния, проникнутые религиозным сознанием. Голиков видел в Петре образец, идеал христианского государя. Таким же для него (как и до этого для поколений людей средневековья) был Константин Великий, ставший официально распространять христианство в огромной Римской империи. Для Голикова это была еще одна параллель, еще одна весомая точка соприкосновения двух великий личностей мировой истории.

Естественно, в процессе работы у Голикова не могли не возникнуть определенные правила и приемы работы с источниками, их отбора и интерпретирования. В эпоху, когда источниковедение как научная дисциплина еще только-только зарождалась Голиков (даже если бы он был профессиональным историком) не мог обладать специальными знаниями в этой области. А потому он совершенно спокойно цитировал имевшиеся у него под рукой многочисленные и разнообразные источники не называния ни их названия, ни автора, ни даты создания. Очень часто у него нет деления между своим, авторским текстом и текстом источника. Но, в распоряжении Голикова имелись многие источники, не дошедшие до нашего времени, либо дошедшие частично или в пересказах современников или авторов более позднего времени. Благодаря упоминанию и цитированию реальных документов петровской эпохи (а Голиков порой почти полностью приводит весьма объемные отрывки из разных источников), при сопоставлении их с прямыми и косвенными свидетельствами петровского времени, возможно узнать новые важные факты детали эпохи. Достоверность и информативность приводимых Голиковым сведений очень велика, ведь он базировался практически исключительно на источниках своего любимого времени в истории.

В 3 томе “Деяний” Голиков сообщает, что Петр I издал указ торжественно отмечать Полтавскую победу праздничными богослужениями по всей стране. Однако в ПСЗ такой указ отсутствует. Но то, что апологет Петра Великого был прав и ссылался на недошедший до нас источник, подтверждается другими данными. На Русском Севере, в Чиновнике Преображенского Холмогорского собора за июль 1715 г. сохранились сведения об этом указе Петра и сам факт церковного празднования дня Полтавы[1].

Труды И.И.Голикова являются важным документом эпохи при изучения новых ярких и эффективных средств пропаганды преобразований: триумфов и фейерверков. Голиков активно использовал многочисленные описания триумфальных ворот и фейерверков, в том числе и несохранившихся. Описания триумфальных арок петровского времени отличались внушительным объемом, т.к. каждый, даже самый малый элемент подробно описывался, попутно интерпретировалось его символико-аллегорическое значение. Голиков не просто ссылается на эти описания или интерпретирует их, но часто цитирует довольно значительные тестовые объемы практически без своих авторских ремарок.

Голиков одним из первых понял и донес до своих читателей огромную пропагандистскую и социально-объединяющую нацию значимость фейерверков и триумфов. Ведь вид пленных “непобедимых шведов”, ведомых по улицам Москвы, Петербурга и других городов России, и устраивавшиеся в честь российских викторий грандиозные многочасовые огненные спектакли оказывали грандиозное эмоцио-бехейвиальное воздействие как на зрителей, так и на участников. Вот что об этом писал автор “Деяний”: “Зрелища на унывшая лица ведомых шведов, на оружие их, почитаемое прежде непобедимым, влекомое в презрении, на полководцев и новых своих воинов, в радостном виде воспевающих над ними свои победы, было несказанно приятным множеству народному: тогда исчезло у них мнение о волшебстве шведов, и нестрашен был уже и сам дьявол, действовавший, по их мнению прежде при Нарве... и начали узнавать пользу своего преображенного воинства”[2]. Сравнение сохранившихся описаний триумфальных арок и фейерверков (равно как и вариантов этих описаний) с записками, дневниками и мемуарами, описывавшими те же цвето-световые панегирики русским победам, дает возможность создания многогранной картины официальной светской праздничной жизни петровской эпохи.

“Деяния” и “Дополнения к Деяниям” на протяжении всего XIX в. оставались самым популярным и распространенным в России изданием, посвященным петровской эпохе и ее главному герою - Петру Великому. В николаевской России “Деяния” Голикова были столь популярными, что было предпринято даже их переиздание. В течение 10 лет (1837-1847) все 30 томов “Деяний” и “Дополнений к Деяниям” были переизданы. А.С.Пушкин активно использовал голиковские материалы о Петре и его эпохе для воссоздания достоверного исторического колорита эпохе в своих произведениях “Арап Петра Великого”, “Полтава”, но особенно - в неоконченной им “Истории Петра”. Материалы Голикова являлись одним из основных источников для Пушкина при написании своей исторической работы о петровском времени. У Пушкина можно найти как творческие интерпретации голиковских положений, так и прямое цитирование из различных томов “Деяний” и “Дополнений” бывшего курского купца.

За свой подвижнический труд И.И.Голиков в 1799 г. был пожалован Павлом I в надворные советники. По петровской Табели о рангам этот чин давал обладателю дворянское достоинство и равнялся военному чину подполковника. Совпадение, но Голиков скончался в любимом Анашкино ту же ночь, когда в Михайловском замке был убит Павел I.

Профессиональные историки высоко оценивали значение трудов Голика для изучения и популяризации петровской эпохи. В середине XIX в историк А.Старчевский писал: “Из всех прежних попыток сделать что-нибудь для истории Петра Великого, достоин величайшего уважения только бескорыстный и простодушный труд Голикова... 30 томов остались памятником его благородного рвения”. Конечно, поколение историков конца XIX-начала XX в., не говоря уже о современном, конца XX-начала XXI вв., сумело многократно превзойти труды И.И.Голикова глубиной разработки разнообразных проблем, событий и явлений петровской эпохи, их научным историческим, источниковедческим и археографическим анализом. За время выхода труда Голикова в свет появилась и сменилась не одна плеяда отечественных и отчасти зарубежных историков, специально посвятивших свои научные штудии исключительно Петру Великому и его времени.

На фоне их работ Голиков смотрится вроде бы простым компилятором-популяризатором. Но это лишь первичное, упрощенное и поверхностное представление. Именно Голиков, с его достойным восхищения усердием и старанием, фанатичной любовью к петровской эпохе и ее главному герою, проторил для последующих поколений профессиональных историков дорогу изучения петровской эпохи и культуры. Пусть он ошибался, был наивен и в своей безграничной любви к Петру бывал часто пристрастен при оценке событий и явлений.

Важно другое. Голиков был первым, кто попытался создать сколь возможно полную и всеобъемлющую историю петровской эпохи, он показал и доказал, что сама личность Петра Великого и его время достойны того, чтобы только им посвящать свою научную и популяризаторскую деятельность. Труд любителя, переживший свое время, не потерял своей актуальности, а в определенной степени и источниковедческой значимости и сейчас, на заре XXI века.

Примечания:

[1]Впервые на это обстоятельство обратила внимание в своей диссертации О.Г.Агеева: Агеева О.Г. Общественная и культурная жизнь Петербурга I четверти XVIII в. М., 1991. С. 61; Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. Ч.3. М., 1788. С.192; Чиновники Преображенского Холмогорского собора. М., 1903. С.222.

[2]Голиков И.И. Деяния Петра Великого...Ч.II.М., 1788.С.158.

Hosted by uCoz