Современное оленеводство эвенков Советской Речки

Воробьев Д.В.

Среди исследователей широко распространена точка зрения, согласно которой оленеводство является "этносохраняющей отраслью", поскольку в ней задействованы почти исключительно представители народов Севера, а сам данный вид хозяйственной деятельности по сути является образом жизни этих народов. В других отраслях тради-ционного природопользования, например, в охоте на дикого северного оленя или ры-боловстве, существует порой значительная конкуренция со стороны пришлого населе-ния. В целом, если не учитывать некоторые частные моменты, с такой трактовкой можно согласиться. Таким образом, оленеводство выступает в качестве защитного ме-ханизма, позволяющего народам Севера избежать аккультурации и всех многочислен-ных негативных последствий от контактов с доминирующим обществом. Сохранение и развитие этого рода деятельности приобретает жизненно важное значение.

В большинстве регионов, где исторически сформировалась практика одомаш-нивания и разведения человеком северных оленей, современное оленеводство в той или иной степени переживает период кризиса. Происходит значительное сокращенье поголовья или полная утрата домашних оленей, следствием чего является существен-ное и, как правило, негативное изменение образа жизни практикующих (или практико-вавших прежде) это занятие людей. Стабильное состояние этой отрасли хозяйства и компонента системы природопользования характерно, главным образом, для ненецко-го ареала крупнотабунного оленеводства, особенно тундровых областей Ямало-Ненецкого АО. Помимо этого сохраняются незначительные по своим размерам и масштабам локальные очаги устойчивого оленеводства, где его дальнейшая судьба не вызывает существенных опасений и, возможно, даже может внушать некоторый опти-мизм.

В данной статье, речь пойдет о современном состоянии оленеводства в одном из таких очагов - поселке Советская Речка, расположенном на севере Туруханского рай-она Красноярского края и являющимся единственным в районе населенным пунктом, жители которого держат домашних оленей. Источником для этой работы послужили полевые материалы, собранные автором во время экспедиций в Советскую Речку в сен-тябре-октябре 1999 г. и в особенности в ноябре-январе 2004-2005 гг.

До недавнего времени степень этнографической изученности населения этого региона была невелика. В 1962 и 1963 гг здесь работал В.А Туголуков, в 1970-е Г.И. Пелих и И.Н. Гемуев. В 1998 г. О.А. Казакевич и О.С. Парфенова провели в Совречке социолингвистическое исследование. В этом же году здесь работал К.Б. Клоков. В 1999-2001 гг. К.Б. Клоков в рамках индивидуального проекта "Оленеводство и народы Севера: стратегия выживания в условиях современной России", охватывающего основ-ные оленеводческие регионы России, в частности уделил, много внимания оленевод-ству совречинских эвенков.

По данным поселковой администрации на 3 марта 2004 г. все население Совре-чинского сельского совета составляло 180 человек. Из них: эвенков - 115, селькупов - 39, русских - 17, кетов - 6, ненцев - 2, хантов - 1. Немногим больше половины населе-ния - "поселковые" - постоянно проживает в поселке. Остальная часть - "лесные" - главным образом эвенки, ведет кочевой образ жизни, осваивая территории, располо-женные севернее поселка, в районе Большого и Малого Советских озер и к северу от них, и непосредственно задействована в оленеводстве. В конце 2004 года там можно было насчитать десять кочевых оленеводческих хозяйств. Помимо этого несколько оленеводческих хозяйств (около трех) локализуются к югу от поселка в районе озер Момчик и Маргыль-то. К сожалению, автору там побывать не довелось.

Поселок и угодья оленеводов на Советских озерах связаны между собой рекой Советская (Совречка) - притоком реки Турухан.

После ликвидации совхоза в 1991 г. все олени перешли в личную собствен-ность отдельных семей, являющихся самостоятельными хозяйственными единицами. По данным 1999 г. оленеводы были предоставлены сами себе, числились безработны-ми и не получали за свой труд никакой заработной платы. К 2004 г. за прошедшие пять лет положение несколько изменилось. В 2002 г., во многом благодаря инициативе главы администрации А. Ю. Давиндук, была зарегистрирована община "Олдомон", со-стоящая из "родовых хозяйств", статус которых получили живущие в лесу семьи. Все члены общины по целевой программе от Краевой Ассоциации КМНС получают 1000 рублей в месяц, как ведущие традиционный образ жизни. Люди, постоянно прожи-вающие в поселке, членами общины не являются. Главе администрации удалось выиг-рать грант, предоставленный Канадским фондом, по которому большинство семей оленеводов получили рации и портативные миниэлектростанции.

Также обращает на себя внимание еще один важный фактор, способный в даль-нейшем стать причиной существенных изменений в оленеводстве и образе жизни всей группы. Если в 1999 г. все находящиеся на совреченской территории буровые вышки били заброшены, добыча газа и нефти была прекращена еще в конце 1980-х гг., то в настоящий момент возобновились работы по вводу в эксплуатацию Ванкорского неф-тегазового месторождения. С 2000 - х гг. в разных местах территории ведется активная деятельность геофизических разведывательных экспедиций. Пока не представляется возможным дать ответ на вопрос, как это обстоятельство отразится на жизни местных жителей, и на оленеводстве в частности.

* * *

Транспортное оленеводство

Размеры стад туруханских эвенков никогда не были велики. Так, в 1962 г. в су-ществовавшем здесь тогда колхозе имени Куйбышева содержалось шестьсот голов оленей.

В настоящий момент на десять хозяйств, кочующих в районе Советских озер, по самым приблизительным оценкам также приходится около шестисот оленей. Таким образом число животных за пять лет с 1999 по 2004 гг. не увеличилось, но и не умень-шилось. Естественный прирост поголовья не происходит, но уровень его характеризу-ется стабильностью. По словам главы поселковой администрации А. Ю. Давиндук на все "лесные" семьи приходится около пятисот-семисот оленей: "Почему я говорю, что от пятисот до семисот. Это потому что у нас обычай есть, что оленей считать нельзя. Поэтому сами не знаем точно сколько их всего". По подсчетам К.Б Клокова, который также основывается на косвенных данных и отмечает, что подсчитывать оле-ней у местных эвенков считается грехом, в 1998 г. размер поголовья составлял при-мерно 500-550 голов. Находясь непосредственно у оленеводов, я не задавал напря-мую этот вопрос, который мог показаться нетактичным. На вопрос: "Можно ли считать оленей?" был получен ответ: "Мы своих оленей не считаем. Если много считать бу-дешь - совсем без оленей останешься. Только когда колхозные олени были, тогда счи-тали. Здесь уж деваться некуда было". В среднем на одно хозяйство приходится плюс-минус около восьмидесяти оленей, однако в различных хозяйствах их число во-все не является одинаковым. Побывав на трех стойбищах, я обратил внимание, что больше всего оленей было у Владимира Н. Сайготина, чуть меньше у Георгия В. Да-виндук, а на озере Ирба на три семьи приблизительно приходилось столько же живот-ных, сколько на одну семью Владимира Сайготина.

На мой взгляд, отсутствие увеличения поголовья можно объяснить сугубо транспортным характером оленеводства. Домашние олени используются почти исклю-чительно как тягловые животные, а мясо, шкуры, камуса и т. п. получают в результате охоты на диких оленей. Размеры стад совречиниских эвенков соответствуют тому оп-тимуму, при котором есть возможность свободно аргишить , периодически меняя оленей при длительных перекочевках, и в то же время не нужно много времени уде-лять уходу за оленями в ущерб другим занятиям (рыболовству и охоте), что неизбежно произошло бы при наличии более крупных стад. В то же время определенные резервы для возрастания поголовья без особого ущерба другим занятиям здесь имеются. По мнению А.Н. Гулевского, одному хозяйству, чтобы базировать свою экономику в пер-вую очередь именно на оленеводстве, необходимо иметь в среднем 245 животных.

Полагаю, что современное состояние оленеводства совреченских эвенков до-пустимо рассматривать как стабильное устойчивое, никак не связанное с какими-либо проявлениями кризиса. Объяснить это можно тем, что данный элемент культуры явля-ется востребованным и необходимым в повседневной современной жизни. Без него были бы невозможны не только связь "лесных " хозяйств с поселком, но и элементар-ные передвижения людей за пределами стойбища. Важность оленя заключается в том, что в снежный период года он является единственным доступным транспортным сред-ством, без которого нарушилась бы вся структура жизнеобеспечения. Оленный транс-порт позволяет людям осваивать обширные пространства и поддерживать связи между семьями и целыми группами, живущими на значительных расстояниях друг от друга.

Точка зрения, согласно которой возможности технических средств передвиже-ния (авиация, автомобили, снегоходы и т. д.) разрушили у народов Севера старое по-нимание этнограницы, в результате чего "для человека традиционного уклада жизни (промысловики-охотники, рыбаки) становится возможным охват промысловой терри-тории все больший, что раздвигает границы. Некогда труднодоступные места стано-вятся досягаемыми" не выдерживает критики. Особенно когда речь идет об оленево-дах. Так, работавший в 1990-е гг. в поселке Хантайское озеро канадский исследователь Д.Дж. Андерсон упоминает о своем разговоре со старейшей жительницей этого посел-ка А.Г. Хутукагирь, которая "лучше всех помнит те времена, когда не было поселков и вертолетной авиации". Отвечая на вопрос о том, в каких местах она побывала в детст-ве, А.Г. Хутукагирь "долго говорила об аргишах и коварных горных перевалах … упо-мянула торговые фактории в Туре и Туруханске, а также базар в Волочанке. … По прямой расстояние между этими тремя точками составляет тысячи километров через глубокие ущелья Путоранского высокогорья". Переводчица, "привыкшая к неэффек-тивной монополии местной гражданской авиации", усомнилась в правдивости слов старой женщины.

Оленный транспорт позволял и позволяет людям перемещаться на значительные расстояния и осваивать огромные по площади территории. Тогда как современные оседлые жители изолированных северных поселков оказываются заложниками мест-ной авиации. Возможность улететь часто зависит от настроения или морально-этических качеств пилотов и задач рейса вертолета, что неоднократно доводилось на-блюдать, а порой и испытывать на себе, автору этой статьи. Вот один из наиболее без-обидных примеров: Перед Новым годом по лесным стойбищам передали по рации, что 26 декабря вертолет, выполняющий школьный рейс, привезет из пос. Фарково на кани-кулы старшеклассников, а затем заберет в Совречке тех детей из младших классов, ро-дители которых находятся в лесу, и развезет их по стойбищам. Люди весь день ждали вертолет с детьми и только вечером им сообщили, что в лес рейса не будет. Узнав это, Георгий и Светлана Давиндук сразу принялись ловить оленей, чтобы ехать за сыном в поселок и прокомментировали ситуацию следующим образом: "Зачем говорили что полетят. Могли бы сразу сказать, что в лес не полетят. Тогда бы мы до вечера бы не ждали, утром бы еще выехали". Без оленей поселок бы в данной ситуации оказался недосягаемым.

Надежда на авиацию и другой механический транспорт существенно ограничи-вает возможность перемещаться, сужают или вовсе сводят на нет связи между родст-венниками и друзьями из разных населенных пунктов и ограничивают возможности перемещения людей. В подобных условиях присутствие ездовых оленей кардинально увеличивает мобильность передвижений людей.

Исследователями оленеводства отмечено, что независимо от этнической при-надлежности самих носителей оленеводческой культуры, этот вид хозяйственной дея-тельности можно разделить на два больших направления - таежное и тундровое. Для таежного оленеводства характерна транспортная направленность, при которой почти все животные в стаде используются для езды и обслуживания промысловой деятель-ности, и небольшие размеры самих стад. В тундровых оленеводческих хозяйствах доля транспортных оленей по отношению к общему гораздо более многочисленному, чем в тайге поголовью была сравнительно невелика. Потребности человека в пище, одежде, жилье и т. п. удовлетворялись в первую очередь за счет домашнего стада, а промысло-вая деятельность отходила на второй план. Исключение составляло лишь оленеводст-во нганасан и энцев.

Работавшие среди различных территориальных групп эвенков исследователи неоднократно отмечали, что эвенкийское оленеводство, несмотря на некоторые ло-кальные различия, имеет транспортный характер. В число его отличительных черт входят небольшая численность стад и использование оленя только как средства пере-движения и тягловой силы, при этом забой животных на мясо производится лишь в ис-ключительных внештатных ситуациях. Весь жизненный цикл эвенков, в том числе и оленеводство, подчинялся нуждам охоты.

Эвенки Совречки не являются в этом отношении исключением. Несмотря на то, что в их системе оленеводства нетрудно обнаружить ненецкое (тундровое) воздейст-вие, два приведенных выше признака характерны и для нее. По-видимому, лесотунд-ровый ландшафт также стал причиной смешения признаков двух систем оленеводства, но при этом таежные элементы существенно преобладают над тундровыми. Олень здесь используется только в качестве транспортного средства. Забой домашних оленей на питание является исключением из правил, и, по моим наблюдениям, оленеводы прибегают к нему лишь при крайней необходимости и всячески стараются этого избе-жать. За период моего пребывания с оленеводами в сезон 2004-2005 гг. был зафикси-рован лишь один факт забоя, когда заболевшую важенку, которая не могла передви-гаться, пришлось забить и разделать прямо на пастбище.

Огромное значение оленеводства в современной жизни совречинских эвенков обусловлено следующими его функциями в системе жизнеобеспечения: 1) Потреб-ность хозяйств в кочевании, в том числе на большие расстояния; 2) Применение оленей в рыболовном промысле; 3) Применение домашних оленей в охоте на диких оленей.

Кочевье

В 2004 г количество кочевых хозяйств, ведущих традиционный образ жизни, по сравнению с 1999 г. не уменьшилось. Сокращение численности неоседлого населения в связи с оседанием в поселке, как это происходит в других регионах, не наблюдается. Напротив, некоторые молодые семьи идут жить в лес.

Олень здесь больше чем просто транспортное средство. Это фактор, поддержи-вающий в сбалансированном состоянии цикл освоения среды и весь сформировавший-ся жизненный уклад. Ездовые олени дают возможность кочевать. Без них это невоз-можно. Отсутствие кочевания привело бы к оседанию в поселке со всеми негативными последствиями и, как следствие, сокращению ареала природопользования и нараста-нию кризисных явлений в данном микросоциуме.

Кочевания происходят в снежный период года (осень, весна, зима в несколько меньшей степени). Летом эвенки ведут оседлую жизнь на долговременных летних стойбищах по берегам Советских озер.

Годичная амплитуда кочеваний достаточно велика и не ограничивается окрест-ностями Советских озер. Отдельные хозяйства совершают достаточно протяженные перемещения на север. В район озер Перикочи, Ичёмма верховья рек Русская и Бол. Хета. В декабре 2004 г. мне довелось кочевать вместе с семьей Владимира Н. Сайготи-на от Большого Советского озера на север. По словам Владимира, он аргишил в эти места первый раз: "Ты у меня дня два побудешь, а потом далеко на север будем арги-шить, к Перикочи. Я туда первый раз буду аргишить. Интересно новые места по-смотреть, новые озера разведать. Я здесь никогда не рыбачил, только в гости ездил, спрашивал. Теперь хочу попробовать. Вот Гоша здесь всё знает". Весь путь от се-верного берега Бол. Советского озера до озера Маривьян (северо-восточнее Перикочи) занял три дня.

Аргиш хозяйства из шести человек (седьмой автор) состоял из двух балков, пяти грузовых и пяти легковых саней. Двенадцать оленей на два балка. По четыре оленя на балок, по два оленя в сани, к которым крепится балок. И две связки саней - одни легко-вые, двое грузовых - это также 12 оленей. Позади всей процессии передвигалось ос-тальное стадо, которое гнал человек на упряжке из двух оленей. Для всего аргиша по-требовалось двадцать восемь оленей.

Георгий В. Давиндук с семьей из четырех человек, включая ее главу, откочевал от летнего центра тяготения на Светских озерах на север на реку Хуричочи (Сиговую) (по карте Хуричонде) еще в начале ноября, что заняло около трех дней пути. В отличие от семьи Вл. Сайготина, семья Г. Давиндук зимой живет не в балке, а в зимнем чуме. Для перевозки шестов для чума применяется отдельная грузовая нарта - херарлук. По-мимо этого необходимы еще как минимум две-три грузовых нарты для вещей и про-дуктов и две легковых.

Таким образом, для того, чтобы полноценно кочевать одной семье с минималь-ным составом людей требуется в среднем не менее пятнадцати-двадцати взрослых обу-ченных ходить в упряжке оленей.

Итак, олень необходим для сезонных кочевий. Сами кочевья представляют со-бой жизненную необходимость, обусловленную несколькими факторами жизнеобеспе-чения.

По данным, полученным в 2004 г., необходимость в перемене мест стойбищ ис-ходит из потребностей непосредственно оленеводства. Необходимо менять места, что-бы обеспечить оленей кормом. На озере Ирба, расположенном на реке Советская, Алексей Курматов объяснил мне главную причину перекочевки именно потребностью оленей в ягеле: "В декабре отсюда сворачиваться буду, на тундру аргишить буду. На тундру надо ехать. Здесь снег глубокий будет. На тундре меньше снегу. Оленям мох копать легче будет". Значит все перекочевки из-за оленей? "Да". На вопрос как часто за год аргишить приходится? Алексей ответил: "Когда как, раз пять в среднем".

М.Г. Туров, базируясь на материалах исследований, проведенных среди эвенков верхнего течения Нижней Тунгуски, приходит к выводу, что ни зверовая охота, ни ры-боловство не требовали протяженных и частых перекочевок, и эвенки часто кочевали дальше и больше, чем нужно для удовлетворения потребностей этих видов деятельно-сти. Прямой необходимости в таких длинных перекочевках, какие совершались на де-ле, не было. Большая протяженность маршрутов и частая смена стоянок явились ре-зультатом потребностей именно оленеводства. С оленями необходимо было кочевать, чтобы переходить на новые кормовые участки. Возможно, это справедливо для клас-сического вьючно-верхового оленеводства эвенков таежной зоны, но в Советской реч-ке все-таки наблюдается несколько иная картина.

Кочевание с оленями ради самих оленей не является признаком транспортного оленеводства, но и не противоречит ему. Небольшие стада у туруханских эвенков не наносят ощутимого ущерба ягельникам, и фактор перехода на новые пастбища не тре-бует ежегодных маршрутов большой протяженности. Для этого достаточно локальных передвижений в непосредственно в районе Советских озер. "Зимой холодно, что арги-шить-то. Только когда олени совсем землю стопчут, тогда в другое место аргишим, неподалеку от прежнего". В то же время, практикующийся здесь тип рыболовства по крайней мере два раза в год может потребовать достаточно протяженных кочевий.

Рыболовство

Протяженные маршруты кочевок на север обусловлены потребностями рыбо-ловства. От оленного транспорта напрямую зависел охват территорий рыбной ловли и охоты, а следовательно и их продуктивность. Основу жизнеобеспечения туруханских эвенков в настоящий момент составляет рыболовство.

Интересно, что в 1999 г. Н.Д. Сайготин, говоря о причинах, по которым необхо-димо совершать перекочевки, на первое место поставил потребности рыболовства, а затем уже назвал остальные причины.

Главная причина позитивного положения дел в оленеводстве, насколько бы па-радоксальным это не выглядело, видится в общей дестабилизации социально-экономического положения в России в постперестроечный период. Одним из проявле-ний этой дестабилизации стал развал связей и коммуникаций между регионами. Осо-бенно это затронуло труднодоступные северные поселки, сообщение которых с бли-жайшими центрами инфраструктуры и остальным миром в целом сократилось и суще-ственно осложнилось. В результате в жизнеобеспечении произошел существенный сдвиг в сторону натурального хозяйства. Роль рыболовства и охоты для собственного потребления, которая и прежде была велика, значительно возросла. У совреченских эвенков два эти вида промысловой деятельности были неразрывно связаны с транс-портным оленеводством. При сформировавшемся здесь культурно-эколгическом типе освоения среды без использования оленя в качестве транспортного средства на про-мысле и рыболовство, и охота оказываются практически невозможными.

Рыболовство эвенков Советской речки подробно освещено мной по материалам 1999 г. В данной статье нет нужды останавливаться на нем подробно. За прошедшие пять лет оно не претерпело существенных изменений. Следует лишь сконцентрировать внимание на его связи оленеводством.

Летом эвенки занимаются почти исключительно рыболовством на озерах, отно-сящихся к системе Советских озер. Олени при этом находятся на вольном выпасе. В осенне-зимне-весенний период, то есть, как только устанавливается лед способный выдержать человека, люди покидают летние угодья и разъезжаются по "боковым" озе-рам, где начинается подледный рыболовный промысел. Зимой на не таких больших, как Советские озерах складываются более благоприятные условия для рыболовства. Зимние промысловые озера могут находиться, как сравнительно недалеко от Совет-ских озер, так и на значительном расстоянии от них, как это было в 2004-5 гг. в случае с хозяйствами Владимира Сайготина и Георгия Давиндук. Зимний лов рыбы не произ-водится из года в год на одних и тех же озерах. В разные годы, как правило, эксплуа-тируются разные озера. Так Николай Дмитриевич Сайготин в октябре 1999 г. ставил сети на озерах Марфушка и Лабазное. В 2004 г. на этих озерах ловля не производи-лась. "Помнишь, когда ты у нас в прошлый раз был, мы на Лабазном и на Марфушке сети ставили. Теперь там давно никто не рыбачит. Сейчас мы на Аркадьевском и на Сарае ставим".

Ездовые олени являются важнейшим условием успешного промысла. Во-первых, без них невозможно передвижение с летних рыболовных угодий на зимние осенью и обратно весной, особенно если аргиш туда занимает несколько дней. Во-вторых, обычно сети устанавливаются сразу на двух -трех, а то и четырех озерах. По-этому место для стоянки оленеводы оленевод стараются выбрать так, чтобы расстоя-ние между ней было оптимальным. Так чтобы можно было за день доехать на оленях до одного или двух озер, проверить все стоящие там сети и вернуться обратно. Так, се-мья Вл. Сайготина, остановилась у озера Маривьян 19 декабря, а уже 20 декабря два его сына поехали и поставили 2 сети на озере Пелядкачар (Пеляжье) в 4-6 километрах от стойбища. 21 декабря проверили эти сети и поставили еще три на Пелядкачар и од-ну на озере Петро. 22 декабря было поставлено еще несколько сетей на озере Ловамил несколько дальше от стойбища, чем Пелядкачар. Таким образом, сети приходилось проверять почти каждый день - в один день первые два озера, на следующий - третье. У Георгия Давиндк сети стояли на трех озерах: Олдомон, Перикочи и Хоуарчи. Все они находились на значительном расстоянии от его стойбища на р. Хуричочи. В корот-кие декабрьские дни рыбакам приходилось возвращаться после проверки сетей уже далеко затемно.

Не трудно понять, что в подобной ситуации оленный транспорт является важ-нейшим условием успешного рыболовства - важнейшего компонента системы жизне-обеспечения эвенков.

Возможно, в первую очередь именно для того, чтобы успеть быстрее проверить сети, эвенки стараются всячески упростить процесс ловли оленей. В полевой сезон 2004-2005 гг. мне довелось побывать на озере Ирба, где члены трех хозяйств совместно держали своих оленей, потом кочевать вместе с семьей Владимира Сайготина, а затем провести некоторое время в семье Георгия Давиндук. В двух последних хозяйствах олени показались мне более ручными, чем в первых трех. Их было легче поймать. За оленями Владимира иногда даже не нужно было ходить утром, чтобы пригнать. Доста-точно было покричать: Эрт! Эрт! И олени приходили сами. Ответ на мой вопрос по этому поводу был следующим: "Это потому что мы их хлебом кормим, а они там (на Ирбе - Д.В) не кормят". Подкормка оленей хлебом, рыбой и т. п. делается для удоб-ства ловли оленей. Это экономит много времени и сил. Особенно это важно в короткие дни. В темноте ручных оленей намного легче ловить. Действительно, я не видел ни ра-зу, чтобы оленей кто-то кормил на Ирбе. Там олени к людям никогда не шли сами.

Охота на "дикого"

Промысел дикого северного оленя, хотя и несколько уступает по важности ры-боловству, также является существенным фактором жизнеобеспечения. Те способы охоты на "дикого", которые применяются в настоящий момент совречинскими эвенка-ми, тесно связаны с оленеводством.

Многие мои попытки собрать побольше информации об охоте с домашним оле-нем-манщиком, которая прежде была широко распространена в этой местности, обыч-но заканчивались тем, что мне рассказывали о том, как домашний олень способствует удачному промыслу дикого в период гона: "Лучшее время диковать - это октябрь, но-ября начало - когда гон идет. Тогда любого оленя (самца - Д.В.) покажешь, и дикий хор сам к нему прибежит". В период гона самцы диких оленей, не замечая опасно-сти, сами подходят к домашним оленям, чтобы вступить в поединок за самок, и стано-вятся легкой добычей людей. Их даже не нужно подманивать.

Обычно охота на "диких" проводится осенью ( в октябре-ноябре). Часто охот-ничьи экспедиции приходятся на период, когда лед на озерах только начинает устанав-ливаться, и рыбу ловить невозможно. Однако, если удается обнаружить следы, охотни-ки, независимо от времени года не упустят возможности "поехать за дикими". В усло-виях транспортной направленности оленеводства и при небольших стадах у оленево-дов часто не бывает возможности забивать домашних оленей на питание и для получе-ния шкур. Все это они получают в результате охоты на диких оленей. А для того, что-бы можно было "поехать за дикими", необходимы домашние ездовые олени.

На следующий день после моего приезда на озеро Ирба, Вл. Н Сайготин, узнав, о вызванном вертолетном санрейсе, привез на Ирбу две туши "диких" для отправки в Туруханск. "Это я и Вова ездили диких искать в октябре на ту сторону Покойницкой речки. Далеко. Мокро было, снег глубокий. Три дня ехали. Там диких нашли, голов пят-надцать где-то. Восемь добыли. Потом ребята туда за мясом ездили. Два дня доби-рались. Две туши повезу в Туруханск продавать".

Применение оленного транспорта позволяет охватить намного большую терри-торию во время поисков оленей, в результате чего шансы на успех значительно увели-чиваются. Охотничьи рассказы очень хорошо иллюстрируют важность домашних оле-ней, как средства достижения успешной охоты. В качестве иллюстрации приведу в со-кращенном виде один из таких рассказов, который мне рассказали, показывая маршрут по карте: "… Я недавно совсем старые следы диких увидел. Думаю, сейчас, наверно, возле Ичёммы должны быть. Там их и нашли. … Сначала я один поехал. Ичемму озеро объехал, к северу от него свежие следы нашел. Дальше поехал, до озера Островное. Там уже следов не было. Назад вернулся. …Теплый день выдался, с Вовой туда поеха-ли. До сухого озера доехали, там следы нашли. [С запада] его объехали, дальше вот так [в северо-западном направлении] проехали. Там диких нашли. Добыли". По моим приблизительным подсчетам, весь это маршрут, проделанный охотниками за день, со-ставил напрямую около пятидесяти километров, а прежде, чем были обнаружены оле-ни, люди проехали километров тридцать. Безусловно, в данном случае без помощи ез-довых оленей шансов на успешную охоту не было вовсе.

Еще одна очень важная функция оленей - это использование их в поездках за дровами зимой. Заготовка дров, естественно, являющаяся важнейшим компонентом жизнеобеспечения, в зимний период сопряжена с определенными трудностями. Высо-кий снежный покров существенно затрудняет передвижение и поиск годящихся на дрова сухих деревьев. Так, 22 декабря 2004 г., (в самый короткий световой день) чтобы обеспечить стойбище дровами на неделю, Яше Сайготину и автору этих строк удалось сделать за светлый период суток три ходки в соседний лес. Без помощи оленей, во-первых, было бы невозможно обойтись без лыж, во вторых, за один раз можно было бы привести намного меньше бревен, а кроме того, было бы большой удачей, если бы мы успели за то же время совершить хотя бы одну ходку.

Снегоходы

Отсутствие снегоходов также является фактором, способствующем сохранению большой важности оленного транспорта, а следовательно и основополагающего значе-ния оленеводства как важнейшего компонента жизнеобеспечения местных жителей. Во-первых, в условиях общего затянувшегося экономического кризиса у оленеводов попросту нет средств на приобретение снегоходов. Во-вторых, даже бы если такие средства и имелись (например, теоретически можно получить снегоход в обмен на до-бытую рыбу), сделать это вряд ли бы удалось. В связи с плохим состоянием авиацион-ных средств коммуникации и недостаточной покупательной способностью населения снегоходы в поселок, как правило, не завозятся.

В тех регионах, где снегоходы получили широкое распространение, оленеводст-во со временем утратило свои транспортные функции. Так, в ряде районов Ханты-Мансийского АО олени перестали использоваться аборигенным населением в качестве транспортных животных уже 20-30 лет назад. Они были вытеснены мотосанями "Бу-ран". В Советской Речке в конце 2004 г. обладателями снегоходов были четыре наи-более благополучные семьи жителей поселка. Из "лесных" снегоходов не было ни у кого. Таким образом, "Бураны" здесь пока не могут составить конкуренцию оленям.

Безусловно, любой оленевод не против стать обладателем снегохода. Четверто-го января 2005 г. на стойбище Георгия Давиндук затаривали в мешки всю пойманную с начала ноября рыбу. Всего получилось около пятидесяти мешков. "Сами не знаем ко-гда куда сдадим. Но если бы мне сейчас кто-нибудь за всю эту рыбу "Буран" бы пред-ложил, я бы согласился". В то же время, справедливости ради следует отметить, что сами оленеводы не считают "Буран", преимущества которого перед оленем не велики, предметом первой необходимости. Напротив, во многих случаях олень оказывается предпочтительнее снегохода. Обладая достаточным для полноценного кочевания ста-дом оленей, человек редко задумывается о механических средствах передвижения. Обычно, о желании иметь снегоход речь заходит в контексте разовых не очень далеких передвижений, таких как поездка в гости, проверка сетей или капканов и особенно охо-та на диких оленей и других животных, которых нужно догнать. "Что-то в последнее время волки у нас здесь развелись. Плохо. А главное, догнать их не на чем. Был бы "Буран", махом бы догнали". В то же время, аргишить на оленях намного удобнее, и когда встает вопрос о длительной перекочевке с чумом (или балком) и всем имущест-вом, преимущества оленя перед снегоходом становятся очевидны.

Итак, снегоход не сможет стать полноценной заменой оленя в качестве транс-портного средства.

В связи с приведенным здесь высказыванием уделю немного внимания общему отношению к волку. Интересно отметить в основном негативное отношение совречен-ских эвенков к волку. На мой взгляд, это может служить показателем преобладания оленеводческих черт над охотничьими в их культуре жизнеобеспечения. "У нас здесь один браконьер - волк". Разговоры в негативном ключе о волке часто можно было ус-лышать по рации во время выходов на связь. Однажды собаку чуть не застрелили, при-няв за волка.

М.Г. Туров находит у эвенков "представления о волке как равноправном с чело-веком охотнике, у которого "своя тропа" и ее не следует пересекать. Пассивное отно-шение к обороне стад от волков. Эвенки считают, что "волк оленя зря не пугает, он проверяет - который слабже, того давит". А.Н. Гулевский приводит факты уважи-тельного и сакрального отношения к волку в различных оленеводческих культурах. Даже такие "чистые" оленеводы как ненцы и оленные чукчи не отстреливали волков, считая, что они "имеют свою законную долю как в стадах диких оленей, так и домаш-них". Сходные представления существовали у тунгусов и юкагиров.

У эвенков Советской речки мне таких представлений обнаружить не удалось, что, на мой взгляд плохо соответствует промысловой, а не оленеводческой направлен-ности их экологической культуры. Рискну предположить, что для оленевода, по сути скотовода, волк является только врагом, в то время как у представителя охотничьей культуры взгляд с на это животное не будет исключительно негативным. Он будет представлять собой значительно более сложный спектр взаимоотношений. По-видимому, это обстоятельство может служить косвенным свидетельством прочных по-зиций оленеводства в этой группе. Хотя это может быть обусловлено и постепенно уничтожающими прежние представления процессами аккультурации.

Утрата вьючно-верхового оленеводства.

В настоящий момент здесь сохраняется только нартенная езда. Езда верхом и навьючивание оленей не практикуется.

Как правило, и оленеводы, и исследователи чаще всего объясняют утрату вьючно-верхового оленеводства у практиковавших его в прежние времена различных групп измельчанием оленей под воздействием неблагоприятных природно-климатических условий и отсутствием притока новой крови без проведения селекци-онной работы. Однако, названные причины далеко не всегда являются единственны-ми, и в отдельном конкретном регионе факторы исчезновения езды верхом и навьючи-вания оленей могут быть различны. Что касается Советской Речки, то здесь, на мой взгляд, основная причина заключается в появлении лодочных моторов, в результате чего сезонные перекочевки и обычные поездки из поселка на угодья в районе Совет-ских озер стало значительно быстрее легче производить по водным путям. Безуслов-но, это обстоятельство существенно сузило осваиваемое пространство. Сеть водных коммуникаций имеет более ограниченный ареал доступности по сравнению с летними верховыми маршрутами. Однако, наряду с этим, исчезновение верховой езды и ис-пользования оленей под вьюк четко соотносится с некоторыми изменениями стратегии освоения окружающего пространства и практики природопользования.

Практически все информанты упоминают об активном освоении в прошлом территорий к северу от Советских озер. До начала 70-х гг. был широко распростра-нен промысел песца пастями. Пасти были размещены в верховьях рек Русская (бассейн р. Таз) и Большая Хета к северу от Советских озер. Зимой охотники регулярно выезжа-ли проверять пасти. У каждого промысловика был свой путик со значительным коли-чеством пастей и спускаемый сверху план, по которому он должен был сдать опреде-ленное количество песцовых шкурок государству. Летом охотники выезжали сюда верхом для ремонта пастей и подготовки к зимнему промыслу. Приблизительно с на-чала 70-х гг. значение промысла песца начинает снижаться и в 80-е (согласно К.Б. Клокову в 70-е) прекращается совсем, а роль товарного рыболовства увеличивается. В результате летние кочевания стали ограничены непосредственно бассейном Совет-ских озер, и необходимость поездок в это время года в эти северные области осваивае-мой территории отпала. "На Русской долго пасти ставили. Колхоз был - ставили, про-мхоз был - ставили, как совхоз стал - перестали ставить". Госпромхоз был преобра-зован в совхоз в 1982 г. Таким образом, добыча песца пастями и связанное с этим ос-воение северных части территорий группы, в той или иной степенью интенсивности продолжались до конца 70-х - начала 80-х гг. Снижение значения промысла песца пас-тями напрямую связано с утратой вьючно-верхового оленеводства.

Сами оленеводы хорошо осознают эту причину исчезновения вьючно-верхового оленеводства:

"Сейчас мы летом иногда на оленях ездим - в конце августа, в сентябре, когда аргишить надо. Четыре оленя в первой санке, в грузовые по два. Сейчас-то летом не аргишат. Это раньше и зимой, и летом, и весной, и осенью аргишили. Тогда каждый своих оленей сам держал. Пастухи постоянно аргишили с совхозным стадом. Потом, раньше мало рыбачили, все больше к зиме готовились, пасти ремонтировали, а к ним аргишить надо. Раньше все верхом аргишили, всё во вьюках перевозили. На шестах специальные дырочки были, за которые их к седлу привязывали. Только одну санку вез-ли. Это для ветки. Сейчас верхом перестали ездить, потому что олени меньше ста-ли, да и седла уже никто не умеет делать. Последний раз здесь верхом ездили году где-то в 1976-ом. Я тогда еще ездил, я где-то классе в четвертом учился. А потом в этом надобности не стало. Все тогда вокруг Советского осели рыбачить больше стали. А там что аргишить? На лодке вещи перевез, а олени по берегу пустые идут".

Таким образом, помимо верховой езды в ограниченных масштабах практикова-лось и езда на нартах в бесснежный период, которая сохранилась по настоящий мо-мент, и практикуется в случае необходимости перевезти что-то на недоступные вод-ными путями места. По-видимому, это можно также объяснить заимствованием у нен-цев.

Когда здесь последний раз на учаках ездили? "На учаках здесь последний раз ездили годы в 80-е." Значит, тогда летом оленей в сани не запрягали? "Почему? Запря-гали. На санку летом много не положишь, но аришить-то надо. Раньше много арги-шили. Учака навьючить можно. Но как на него ветку навьючить? Никак. Даже жер-ди для чума можно приспособить. В них специально для этого дырки просверливали и по бокам к седлу привязывали. Они по земле волочились. А ветку никак. Вот из-за вет-ки и ездили летом на санках. Сейчас тоже бывает, так как учаков нет. Но в основном больше на лодках (моторных-Д.В.)".

К. Б. Клоков отмечает, что в недавнем прошлом на нартах ездили только зимой, а летом практиковалась езда верхом и перевозка груза на вьючных седлах. Однако полевые данные вносят в этот вопрос некоторую корректировку. Рыболовство всегда играло большую роль, и ветка в условиях невозможности возить с собой лодку фаб-ричного производства, была в свободный ото льда период года необходимым элемен-том культуры жизнеобеспечения.

В. А. Туголоуков, на мой взгляд, не без оснований отмечал, что и в советские времена (1960-е гг.) рыболовство было главным источником доходов населения, а пушной промысел стоял только на втором месте. Воспоминания заставших тот период информантов свидетельствуют, что во время перекочевок на север для установки и проверки пастей люди попутно занимались рыболовством. Рыба шла на приваду в ло-вушки, а также являлась основным источником пищи для охотников и их семей.

Итак, утрату вьючно-верхового использования оленя можно объяснить сле-дующими причинами: появление лодочных моторов и увеличение роли передвижения по водным путям; возрастание важности рыболовства в системе жизнеобеспечения, когда летний лов ведется на Советских и соединенных с ними протоками озерах и р. Совречка; измельчание оленей, которые теперь непригодны для верховой езды. Подво-дя итог, следует отметить, что в определенный период вьючно-верховое оленеводство оказалось ненужным, а когда в связи с демодернизацией условий жизни в 90-х гг. оно вновь смогло в определенной ситуации облегчить условия жизни людей, связанные с ним знания и навыки оказались уже утраченными. При этом, на мой взгляд, острой на-сущной необходимости в его восстановлении не существует. В отличие общего поло-жения оленеводства в целом, дальнейшая судьба которого в той или иной степени внушает оптимизм, восстановление езды верхом и использования оленя под вьюк ви-дится уже невозможным.

Показателем прочных позиций оленеводства в культуре и жизни местного насе-ления можно считать преемственность поколений в этом виде хозяйственной деятель-ности. Подавляющее большинство представителей молодого поколения обладает все-ми необходимыми знаниями для дальнейшего успешного существования здесь олене-водческой культуры. Сюда следует отнести умение разбираться в следах, ловить и за-прягать оленей, свободно ездить на них в любое время суток при самых различных по-годных и ландшафтных условиях. Превосходные навыки ориентации на местности в тайге и в тундре.

Шестилетний Игорь, после безуспешных попыток поймать оленя по имени Коз-лик маутом за шею, разложил петлю на снегу и рядом с ней, сымитировав подкормку, подбросил щепку с таким расчетом, чтобы олень встал ногой в петлю, и позвал: "Коз-лик! Козлик!" Когда олень подбежал к мнимой еде и встал ногой в петлю, Игорь быст-ро ее затянул.

В повседневной обыденной речи людей часто можно услышать детально разра-ботанную разнообразную терминологию, связанную со сферой оленеводства. Показа-тельно то, что эта терминология используется в живом языке, а не извлекается, благо-даря вопросам исследователя, со значительными трудностями из памяти пожилых лю-дей. Приведу лишь один из примеров - наименования оленей относительно порядка их нахождения в упряжке:

?ёгу - передовой (вожжевой) олень, запрягающийся с левой стороны

Костур - олень, запрягающийся с правой стороны

Илиугда - второй слева (если запряжены три оленя)

Дивугда - третий слева (если запряжены четыре оленя)

Эти слова мне столь часто приходилось слышать в разговорах на эвенкийском языке, что я независимо от своего желания запомнил их звучание и в итоге попросил объяснить их значение.

Так что в плане преемственности и передачи знаний дальнейшая судьба олене-водства не вызывает особых опасений.

Итак, на мой взгляд, оленеводство совречинских эвенков находится в выгодном положении и его существованию ничего не угрожает. Это утверждение обусловлено тем, что данный вид хозяйственной деятельности широко востребован людьми и пред-ставляет собой важнейший компонент современной системы жизнеобеспечения. Без транспортного оленеводства население Светской Речки оказалось бы в значительно более глубоком социально-экономическом кризисе, чем это наблюдается в настоящий момент. Более того, думается, встал бы вопрос об элементарном выживании людей.

К.Б Клоков полагает, что перспективы роста поголовья оленей в Советской Реч-ке ограничены, потому что отсутствует практически рынок сбыта продукции олене-водства, товарность отрасли очень низка, но при этом "потенциальные возможности для роста поголовья оленей и превращения оленеводства эвенков в товарную отрасль весьма значительны". Однако, приняв во внимание транспортную направленность оленеводства, говорить о необходимости рынка сбыта именно продукции оленеводче-ской отрасли, на мой взгляд, не совсем целесообразно. Количество домашних оленей во владении каждого хозяйства представляет собой то оптимальное число, которое по-зволяет промысловикам свободно перемещаться по угодьям и не требует при этом больших забот, которые при более многочисленных стадах отвлекали бы их от рыбо-ловства и охоты. Думается, что значительное увеличение поголовья при исключитель-но транспортном характере оленеводства, возможно, даже входит в противоречие с ин-тересами самих оленеводов, которые в первую очередь являются все-таки рыбаками. В противном случае это может изменить культурный облик местного населения, сделав из рыболовов и охотников исключительно оленеводов - владельцев крупных стад. Дру-гое дело, если речь идет о возможностях сбыта продукции рыболовства, охоты на ко-пытных и пушных зверей и собирательства. В этих отраслях, безусловно, следует в первую очередь налаживать именно систему сбыта.

Оленеводство и разработка Ванкорского месторождения.

В заключении, не углубляясь в проблему, упомяну о взаимодействиях оленево-дов с нефтяниками.

Единственным фактором, способным привнести существенные изменения не только в оленеводство, но и сказаться на возможности ведения традиционного приро-допользования и образа жизни в целом, может стать возобновившаяся в 2003 г. разра-ботка комплекса Ванкорских нефтегазовых месторождений (месторождения Ванкор-ское, Тагульское, Лодочное и Сузунское). Пока что ведутся лишь доразведочные и подготовительные работы, и сама добыча полезных ископаемых еще не начата. В то же время подготовка идет в широких масштабах и разработка ведется разными организа-циями. По словам самих эвенков, помимо работ непосредствен на Ванкорском место-рождении в районе Бол. Хеты, которые проводят организации, относящиеся к Красно-ярскому краю, здесь работают экспедиции из Тюменской области. База одной из экс-педиций в январе 2005 г. находилась не слишком далеко от стойбища Г. Давиндук на р. Хуричочи. Путь туда на оленях составлял около двух часов. Ездившие туда 1-го января люди увидели там "Целый город - из балков, много техники, трактора, вездеходы, че-тыре "Бурана" и человек сто пятьдесят рабочих. Больше чем в Совречке будет".

Пока что различия в интересах оленеводов и нефтяников не привели к кон-фронтации, как это происходит во многих других регионах. Отношение самих олене-водов к появлению на их угодьях буровых вышек неоднозначное, но при этом пози-тивное отношение пока преобладает над негативным. Польза от работающих буровых видится в возможности появления новых рабочих мест, расположенного поблизости рынка сбыта продукции промыслов и источника получения бензина, солярки, различ-ных инструментов прочих полезных вещей: "Мы у трактористов бензин попросили. На трассе канистру оставили, чтобы они, когда поедут, туда бензину налили. И ме-шок с рыбой оставили. А они проезжали, в канистру не налили, а просто полбочки бензина оставили. Молодцы".

При этом прослеживается и осознание негативных аспектов близости террито-рий промышленного освоения. Так, пятого января Георгий Давиндук, вернувшись с охоты на "диких", куда они ездили с Владимиром Сайготиным, рассказал, что видели только следы. Оленей не было. "Вертолет экспедиционный весь день летал. Всех рас-пугал".

Пока что промышленное освоение зашло не слишком далеко. Однако, если учесть богатство и перспективность комплекса Ванкорских месторождений, а также широту планов различных нефтегазовых компаний по его освоению (достаточно упо-мянуть проект строительство нефтепровода Ванкор - Диксон), последствия могут ока-заться крайне негативными. Как сложится ситуация в дальнейшем, пока сказать труд-но.

* * *

Итак, в настоящий момент у совречинских эвенков сложилась в целом благо-приятная ситуация для стабильного существования и развития оленеводства. Главная причина такого положения дел состоит в том, что этот элемент культуры оказался вос-требованным в современной повседневной жизни людей. Это связано с общероссий-ским экономическим кризисом, в результате которого оленный транспорт становится единственным средством освоения окружающего пространства при кочевом образе жизни. Основой жизнеобеспечения стали рыболовство и в меньшей степени охота на дикого северного оленя. В сложившихся условиях и при распространенных здесь спо-собах ведения этих видов промысловой деятельности становится невозможным транс-портного оленеводства. Единственным фактором, который, возможно, сможет в даль-нейшем оказать на оленеводство негативное воздействие, является разработка ком-плекса Ванкорских нефтегазовых месторождений, расположенных в северной части территории, осваиваемой эвенками. Однако дать окончательную оценку этому воздей-ствию пока не представляется возможным.

Hosted by uCoz