Д. Грушкин

Национальные движения в Республике

Башкортостан: тенденции и перспективы // Бунтующая этничность, Ин-т Африки, 1999.

Исследование современных этнических процессов неизбежно связано с изучением деятель-ности этнополитических структур – партий, движений, народных фронтов, конгрессов и проч. В них, как правило, объединяются люди, для которых этническая проблематика не является «пустым звуком» и этнополитическая деятельность часто становится смыслом всей жизни.

Выяснение характера и интенсивности воздействия таких ассоциаций на этнополитические процессы, как мне кажется, предполагает, среди прочего, ту или иную их типологизацию.

Типология общественных организаций, созданных на этнической основе

Такие объединения могут быть классифицированы по различным логическим основаниям.

Во-первых, их можно стратифицировать по целям, выдвигаемым в программных докумен-тах, декларациях, выступлениях лидеров и т.д.

Первой целью национального движения может быть борьба за возвращение потерянных территорий, которыми в настоящее время владеет другое государство — ирредентизм. Ир-редентизм не всегда связан исключительно с этническими движениями, он может быть и «официальным» государственным национализмом, как, например, в случае с Ирландией, претендующей на Северную Ирландию. Наиболее классический пример ирредентизма пред-ставляет собой курдское патриотическое движение в Ираке, Иране и Турции, ставящее це-лью объединение всех курдов в единое государство.

Вторая цель выдвигается тогда, когда национальные движения ведут борьбу за полное отде-ление своей территории от существующего государства и создание нового государственного образования — сецессионизм.

Третья цель связана с борьбой за автономию или требованиями самоуправления — автономизм, то есть стремление к достижению наиболее полного самоуправления в экономиче-ской, политической и культурной сферах.

Автономистские движения в свою очередь можно диверсифицировать на движения, стре-мящиеся создать территориальную автономию, и движения, стремящиеся к экстерритори-альной (культурно-национальной) автономии. Например, еще в начале XX века вопрос о форме автономии для тюркских народов России встал на I Мусульманском съезде, прохо-дившем в Москве в мае 1917 года. Одна часть делегатов, выступавших за федеративное уст-ройство России (так называемые федералисты), объединяла представителей национальных окраин: крымских татар, туркестанцев, казахов, башкир, азербайджанцев. Представители другого направления (унитаристы) требовали создания унитарного государства с введением экстерриториальной автономии. Это были, в основном, казанские татары. Будучи последова-тельными пантюркистами, унитаристы полагали, что именно культурно-национальная автономия способна обеспечить общемусульманское объединение сил в борьбе за лоббирование интересов всех тюркских народов.

Во-вторых, приход к власти в ряде субъектов Российской Федерации национально-ориентированного чиновничества из числа «титульных» народов и, соответственно, вытес-нение из многих социальных ниш представителей других национальностей, обусловливает образование национальных движений, по-разному относящихся к этому процессу. Таким образом, эти общественные организации можно разделить на проправительственные и оппозиционные. Однако принадлежность к «титульной» национальности вовсе не означает механическое отнесение национального движения к проправительственным в тех республиках, где у власти находится представитель этого этноса. Например, один из лидеров Народной партии Башкортостана (НПБ) заявил, что его партия находится в оппозиции к Прези-денту Республики Башкортостан М. Рахимову, поскольку НПБ еще не партия власти, хотя на выборах Президента республики башкирское национальное движение поддержало выдвижение кандидатуры М. Рахимова на второй срок.

Внутренняя структура национальных движений практически всегда универсальна. В Россий-ской Федерации они возникли во второй половине 80-х годов на базе национально-культурных объединений — кружков по интересам с этнической спецификой, объединяв-ших представителей гуманитарной интеллигенции (писателей, историков, филологов и т.д.). Ослабление идеологического пресса КПСС и образовавшийся вследствие этого вакуум быстро заполнялся национальными идеологами из числа перестроившихся бывших партийных функционеров и «национальной» творческой интеллигенции. Идеи национальной государст-венности ложились на «благодатную почву» и овладевали массовым сознанием: узкофунк-циональные кружки стали уже тесны для новой ситуации и поэтому постепенно трансфор-мировались в национальные (народные) центры. Вновь созданные структуры объединяли людей, «заболевших» национальными проблемами. При этом наиболее активными были представители «титульных» народов, в первую очередь выступавшие за выравнивание стату-са автономных республик с союзными. В этот период национальные движения находились в резкой оппозиции к власти, причем последняя, в свою очередь, постепенно трансформиро-валась и приспосабливалась к национальным лозунгам «титульного» этноса.

Наконец, на последнем, третьем этапе, появились национальные партии, отличающиеся от других национальных объединений фиксированным членством и более четкими программными установками. Партийные организации национальной ориентации различаются не только по принадлежности к определенному этносу, но и по социальным, половым и возрас-тным критериям: молодежные, женские и т.д. Появление партий обусловлено также и необ-ходимостью разделить «сферы влияния» внутри активистов национальных движений. Так, партии должны заниматься исключительно политической деятельностью, а национально-культурная сфера остается в ведении культурных центров. При этом роль национальных центров (конгрессов) становится менее значительной.

В ряде субъектов Российской Федерации, особенно в тех, где представители «титульных» этносов не составляют большинства, политика властей в области их поддержки часто носит латентный характер. Вместе с тем, подчеркнутая дистанцированность правящей элиты от национального радикализма «государствообразующего» народа еще не значит, что регио-нальное правительство не волнуют эти проблемы. Больше того, оно, как правило, предпринимает попытки огосударствления национальных движений с целью свободного манипули-рования общественным мнением и созданием такой ситуации, при которой вся политическая конъюнктура будет находится под государственным контролем. Созданные «государствен-но-общественные» движения, как правило, не регулируются законодательно, но имеют целый ряд льгот и привилегий (в том числе и финансовых) по сравнению с остальными общественными объединениями.

* * *

Республика Башкортостан (РБ)— это субъект Российской Федерации, обладающий как и региональными особенностями, так и универсальными чертами. В первую очередь это отно-сится к этнической ситуации в регионе: башкиры, претендующие на звание «государствооб-разующего» народа по численности населения занимают лишь третье место (примерно 22%), уступая татарам — 28,42% и русским — 39,27%. Кроме того, в республике проживают еще около ста национальностей.

Законодательная база, регулирующая деятельность партий и общественных объединений в РБ

В Башкирии принято два закона, регулирующих деятельность партий, общественных дви-жений и национальных центров: «О политических партиях в Республике Башкортостан» от 21 июня 1994 года и «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан» от 21 июня 1994 года.

В первом декларируется свобода и самостоятельность в действиях всех политических партий. Причем, «государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям и отдельным должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела партии» .

В то же время, запрещается деятельность партий, в документах или практической деятельности которых «реализуются идеи расового, национального, религиозного, социального неравенства» . Закон Республики Башкортостан, таким образом, исходя из международных и правовых норм, законодательно закрепляет равноправие и разнообразие политических партий.

В Законе «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан» гражданам республики гарантируется свобода создания общественных объединений, которые действуют на основе добровольности, равноправия их членов, законности, самоуправления и гласности . При этом, запрещается вмешательство в их деятельность государственных органов и должностных лиц, «равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается» . Кроме того, законом «не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью и методом действия: 2) разжигание национальной, религиозной, расовой и иной розни» .

Вместе с тем, в Законах РБ нет упоминания об общефедеральном законодательстве по данному вопросу. Так, в Законе РБ «Об общественных объединениях» подчеркивается: «Порядок реализации прав граждан на объединение, а также создание и деятельность общественных объединений регулируются Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом, другими нормативными актами Республики Башкортостан» . В то же время, сфера действия Федерального Закона «Об общественных объединениях» «/.../ распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций)» .

Общественное объединение, «деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации» называется региональным общественным объединением . Таким образом, в Законах Республики Башкортостан не соблюдается принцип верховенства федеральных законов на всей территории Российской Федерации, заложенный в Конституции Российской Федерации.

Кроме того, согласно Федеральному Закону «Об общественных объединениях», общественные объединения могут создаваться «по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц /.../» . Чтобы создать общественное объединение в Республике Башкортостан, необходимо «не менее ста совершеннолетних граждан Республики Башкортостан» .

Итак, в Республике Башкортостан действует свое законодательство в области создания и функционирования общественных объединений и политических партий отличное от общефедерального. Несмотря на ссылки на международное право, законы, действующие в Башкирии выглядят более «жесткими» по сравнению с федеральным. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» был принят Государственной Думой Российской Федерации 14 апреля 1995 года, то есть позже, чем республиканские, однако, последние не были приведены в соответствие с российским законодательством.

Межэтнические общественные ассоциации РБ

С целью координации действий в области общественно-политического развития в Респуб-лике Башкортостан в 1995 г. при Президенте РБ создано Общественное Совещание, в кото-рое входит сорок шесть лидеров партий, движений различной ориентации, представители духовных концессий, национально-культурных центров и творческих союзов. Председате-лем Общественного Совещания является Р.Г. Кузеев, член-корреспондент Российской ака-демии наук. Характерно, что в этом органе не представлены все национальные движения и религиозные деятели республики. Так, в нем отсутствуют представители общественного объединения «Русь», в списках Совещания нет и Т. Таджуддина, возглавляющего Духовное управление мусульман европейской части СНГ и Сибири.

Совещания проводятся крайне нерегулярно, в основном, по инициативе руководства республики. О повестке дня члены Общественного Совещания узнают примерно за 5 дней до начала заседаний, следующий вопрос, выносимый на очередное Совещание неизвестен. Например, весной 1997 года на Общественном Совещании выступили М.А. Аюпов, госсекретарь Республики Башкортостан и М.М. Ишмуратов, председатель Палаты Представителей Государственного Собрания РБ. Проанализировав современную политическую ситуацию, они отметили, что начинается новый этап «войны законов» между федеральным центром и Башкирией, и призвали общественные организации поддержать республиканское правительство в этой борьбе.

Кроме того, в республике действует Центр национальных культур «Дружба», объединяющий национально-культурные центры (НКЦ). Центр занимается преимущественно культурными проблемами народов, проживающих в Башкирии. В отношении НКЦ государственные органы проводят традиционную политику, пытаясь осуществлять тотальный контроль и регламентацию их деятельности, независимо от национальности. Весной 1997 года Р. Султанов, председатель башкирского национально-культурного центра «Ак тирма», заметил, что заместитель заведующего социально-гуманитарным отделом Кабинета Министров Республики Башкортостан С. Кабашов просматривает протоколы Центра. На это Р. Султанов сказал ему: «Это документы для внутреннего пользования, поэтому их нельзя смотреть».С. Кабашов уточнил, что при желании он может их даже изъять. Присутствующий при этом И. Степанов, председатель правления республиканского национально-культурного центра русских Башкортостана «Вече», подчеркнул: «Кабашов не должен высказываться от имени Кабинета Министров. В данном случае у чиновника не может быть своего мнения». После этого С. Кабашов заявил И. Степанову, что «натравит» на «Вече» налоговую инспекцию . Но интересно, что она могла бы найти в РНКЦ РБ «Вече», если в письме Министру РФ В. Михайлову И. Степанов отметил: «На мероприятия РНКЦ РБ «Вече» с 1990 года не выделено ни копейки».

Башкирское национальное движение: институциональное оформление

В конце 80-х годов башкирское национальное движение первым появилось в республике. Оно включает в себя ряд партий и общественных объединений, в частности, Башкирский народный центр «Урал» (БНЦ «Урал»), Башкирскую народную партию (БНП), Союз Башкирской Молодежи (СБМ) и национально-культурный центр «Ак тирма».

Башкирские организации, различаясь по степени радикализма, в целом, ставят общие цели и задачи. Главной из них является «содействие и непосредственная помощь делу практического претворения в жизнь права башкирского народа на самоопределение» .

На первом этапе представители движения выступали в роли жесткой оппозиции республиканской власти. Однако постепенно отношения переросли в сотрудничество, поскольку, по мнению лидера Народной партии Башкортостана (НПБ) А.А. Гайфуллина «М.Г. Рахимов сумел добиться национального согласия в республике» .

Башкирский народный центр “Урал” (БНЦ «Урал»)

Первый съезд БНЦ «Урал» состоялся в Уфе 17 февраля 1989 года. В уставе, принятом на съезде, подчеркивалось: «БНЦ «Урал» является добровольной массовой общественной орга-низацией, содействующей государственным органам и политическим организациям по соци-ально-экономическому и культурно-языковому возрождению и развитию башкирского наро-да» .

Лидеры БНЦ считали, что в Башкирской автономной республике существовал целый блок острых проблем, затрагивавших интересы коренного народа — башкир. В Обращении съезда к Совету Национальностей Верховного Совета СССР, Отделу национальных отношений ЦК КПСС, Верховному Совету БАССР, башкирскому обкому КПСС предлагалось следующее.

Предоставить Башкирии статус союзной республики.

Перейти на республиканский хозрасчет.

Улучшить инфраструктуру юго-восточных, северо-восточных и Зауральских районов БАССР, чтобы приостановить миграцию населения в другие республики.

Изыскать возможности для преодоления фактического неравенства башкирского народа в области образования и культуры. Открыть в городах башкирского Зауралья новые вузы, увеличить прием башкирской молодежи в вузы и техникумы путем введения сдачи вступительных экзаменов на родном языке. Рассмотреть вопросы улучшения в республике теле-радио передач, особенно на родном языке.

Решить вопрос о государственном статусе башкирского языка .

В 1992 году устав БНЦ «Урал» был изменен и дополнен. Основными задачами Центра стали: защита и реализация прав коренного населения Башкирии в различных сферах жизни.

Сильнейший резонанс получил материал, опубликованный в органе БНЦ «Урал» газете «Замандаш», под названием “Из приложения к обращению БНЦ «Урал» в ООН”. В нем член Совета БНЦ «Урал» А. Биишев обвинил российское руководство в переходе к политике великодержавного шовинизма, особенно после событий августа 1991 года. В Башкирии, по мнению автора, эта политика проводится при самой активной поддержке татар, «которые всегда оказывали самую активную помощь русским колонизаторам в кровавом подавлении башкирских национально-освободительных движений, в колонизации Башкирии и угнетении башкирского народа».

В связи с тем, что башкиры самостоятельно не могут преодолеть преграду, стоящую на их пути, помощь может оказать только ООН, которой следует отказаться от ложного представления о России, как о едином государстве. «Она является последней колониальной державой, продолжающей держать в тяжелых оковах десятки народов, жаждущих свободы».А. Биишев отметил необходимость создать «атмосферу всеобщей нетерпимости к России», сбив великодержавную спесь и амбицию у русских и татар в Башкирии; провести полную или частичную репатриацию переселенцев .

В ответ на это письмо правление республиканской организации народной партии Свободная Россия и Совет представителей Демократического конгресса Башкирии заявили о пропаганде национал-шовинизма БНЦ «Урал».

Отвечая на это заявление и на ряд других публикаций, М. Кульшарипов, председатель БНЦ «Урал», осудил экстремистские шаги, «направленные на ущемление прав и интересов других народов, на разжигание вражды между ними». Он подчеркнул, что публикация А. Биишева отражает лишь личное мнение автора, так как некоторые ее принципы расходятся с официальной позицией БНЦ «Урал» .

Национально-культурный центр «Ак тирма»

По мнению председателя национально-культурного центра «Ак тирма» Р. Султанова, это образование возникло в связи с необходимостью поднять «чисто культурные пласты», поскольку деятельность по пропаганде башкирской культуры очень сложно совмещать с исключительно политическими проблемами, которыми занимается БНЦ «Урал».

В Уставе «Ак тирма», принятом 31 марта 1989 года, отмечено, что основными задачами НКЦ являются: «содействие энтузиастам, обществам и другим организациям и движениям в воз-рождении и развитии национальной культуры; устранение возможных национальных трений и противодействие разжиганию межнациональной розни» .

Представители «Ак тирма» организовывали и проводили традиционные вечера по восстановлению праздников, раз в месяц — «Встречи земляков» по районам и т.д. Но, конечно, одними культурными мероприятиями (особенно в последнее время) дело не обходится. Намечается тенденция к большей политизированности. Основной костяк общества «Ак тирма» составляют активисты БНЦ «Урал», годовые планы рассматриваются и принимаются совместно с другими башкирскими организациями, проводятся общие собрания.

Народная партия Башкортостана (НПБ)

Первый Учредительный съезд Башкирской народной партии (старое название НПБ) состоялся 24 ноября 1990 года. На нем были приняты Устав и Программа партии. Основное отличие НПБ от БНЦ «Урал» — это наличие системы фиксированного членства. В 1996 году, по сообщению А. Гайфуллина, заместителя председателя НПБ, в партии состояло более 60 тысяч человек, ее отделения существуют в 48 районах и 20 городах Республики Башкортостан.

Новая редакция Устава НПБ принята 27 августа 1994 года. Основной целью партии считается «создание независимого демократического Башкортостана. Для этого, с учетом объективных законов развития науки, она борется за осуществление этой цели всеми средствами и методами в рамках законов Российской Федерации и Республики Башкортостан» .

В 1995 году НПБ вошла в региональное отделение НДР, на президентских выборах поддерживала Б. Ельцина, полагая, что это единственный кандидат, который высказывался за сохранение республиканского (национально-территориального) устройства Российской Федерации. В Уставе НПБ оговаривается возможность вступления в партию лиц небашкирской национальности.

Союз Башкирской Молодежи (СБМ)

Первый съезд Союза состоялся в Уфе 3 ноября 1990 года. Первостепенной целью СБМ является «защита экономических, политических, юридических, социальных и других прав и национальных интересов башкирского народа, особенно его молодежи» .

За короткое время СБМ сумел организовать выпуск двух периодических изданий, секцию по восточным единоборствам, провел мирную демонстрацию в защиту прав человека и всех жителей республики, независимо от национальности. Считается одной из радикальных национальных организаций в республике. В своей деятельности члены организации сочетают практические мероприятия, такие как, голодовка, захват телецентра, с теоретическими: работа над нормативными документами, предложения по Конституции Башкортостана и т.д.

Сильный резонанс в Башкирии получила статья в газете «Вечерняя Уфа» об отправке десяти добровольцев — «убежденных членов СБМ» в Чечню, причем, общая численность добровольцев, по данным автора статьи, достигла сотни человек . С 1991 года СБМ становится членом Международной организации тюркской молодежи, Шестой съезд, которой проходил в августе 1996 года в Уфе.

Башкирские съезды

В Республике Башкортостан прошло несколько съездов башкирского народа и Всемирный курултай башкир. Съезды башкир ведут свой отчет с V го, пытаясь таким образом сохранить идеологическую преемственность идеи башкирского национального движения начала наше-го века.

На V ом Всесоюзном башкирском народном съезде (22—23 февраля 1991 года) была принята резолюция по вопросу отношения татарских общественных организаций и их органов печати к башкирскому народу и Башкирской республике. В ней осуждалась антибашкирская деятельность ТОЦа, в том числе тезис о том, что татары, проживающие на территории РБ, являются коренной национальностью, как и башкиры. В этом документе, видимо впервые, на официальном уровне (поскольку, хотя съезд и проводился общественными организациями, но одновременно поддерживался органами государственной власти, — по крайней мере частью государственных структур) декларируется наличие башкирско-татарских противоречий.

Итоги VI Внеочередного всебашкирского съезда (23—25 декабря 1991 года) были восприняты общественностью неоднозначно. По мнению организаторов, главным его результатом стало принятие Декларации и Устава Башкирского Народного Конгресса (БНК), провозгласивших в качестве основополагающей задачи построение демократического независимого государства Башкорстостан, реализацию суверенитета, опирающегося на неоспоримые права башкирской нации на самоопределение. В то же время, декларирование принципов национального равноправия в республике, с одной стороны, и требование предоставления преимуществ башкирам в языковой политики, в выборе президента РБ, в дополнительных квотах для поступления в ВУЗы, увеличении доли коренной национальности в органах государственного управления, с другой, вызвали негативную реакцию со стороны представителей других народов.

В связи с вышеизложенными решениями, Президиум Уфимского городского совета народных депутатов принял Заявление «О межнациональных отношениях в Башкортостане в связи с башкирским национальным движением», в котором выразил обеспокоенность «стремлением отдельных руководителей национальных общественных организаций дестабилизировать отношения между различными национальными группами населения города и республики, призывая к выходу из состава Российской Федерации и созданию независимого государства» .

Всемирный курултай башкир

По инициативе Президента Республики Башкортостан в июне 1995 года в Уфе состоялся Всемирный курултай башкир. Его основной целью провозглашалось «национально-духовное развитие и консолидация башкирского народа, дальнейшее укрепление суверенитета Республики Башкортостан в составе Российской Федерации».

Идея проведения курултая была перехвачена органами государственной власти у Башкир-ского народного центра «Урал» (БНЦ «Урал»), который в последнее время подвергает кри-тике М.Г. Рахимова за недостаточное внимание к нуждам башкир. Ответственными за под-готовку к курултаю назначались госсекретарь М. Аюпов и бывший преподаватель башкир-ской литературы М. Мамбетов. В оргкомитет вошли 57 человек: руководители министерств и ведомств, главы администраций районов и городов, руководители предприятий и средств массовой информации, деятели науки и культуры. С января 1995 года начала функциониро-вать Исполнительная дирекция Всемирного курултая башкир.

Стоимость проведения курултая неизвестна, оценки расходятся от 300 миллионов до 30 миллиардов рублей. По данным Исполнительной дирекции общие расходы на подготовку и проведение курултая должны были составить 2 млрд 982 млн рублей. Причем, по решению Кабинета Министров Республики Башкортостан 1 млрд. рублей выделялся из республиканского бюджета, остальные же деньги планировалось получить от различных спонсоров, которыми в том числе, могли быть и промышленные предприятия республики.

17 мая 1995 года Президент РБ М. Рахимов подписал указ, по которому деньги, перечисляе-мые на специальный счет Исполнительной дирекции, освобождались от налогов. Пожертво-вания на Всемирный курултай башкир перечислили: «Башпромбанк» (президент — И. Тимерханов), «Икмэкбанк» (председатель правления — Р. Шугаев), РНПЧ «Лукойл —Уралнефтегаз» (директор по финансам — Е. Галич), АО «Сургутнефтегаз» (генеральный директор — А. Ильясов), АООТ «Стройиндустрия» (генеральный директор — В. Базаров), ГТРК «Башкортостан» (генеральный директор — С. Кильдин), Башкирское отделение транспортной инспекции (начальник — В. Хуторной), «Мерседес-Бенц»—«Звезда Башкор-тостана» (А. Хирш), П. Баранников (Финляндия), Г. Саркисян (Швейцария) и другие.

Подготовка и проведение этого мероприятия велись под полным государственным контролем. Так Кабинетом Министров было направлено письмо главам администраций городов и районов республики с требованием предоставить справку о «современном положении башкирского народа» и план практических мероприятий (до 2000 года) по «удовлетворению национальных потребностей башкирского населения».

На Всемирный курултай башкир был избран 601 делегат, из них из Башкирии — 429 человек (283 башкира, 63 татарина, 58 русских, 11 чувашей, 7 марийцев, 3 удмурта, 2 украинца, 1 мордвин, 1 немец), остальные прибыли из различных регионов Российской Федерации, дальнего и ближнего зарубежья. Правда, представителей башкирской диаспоры из дальнего зарубежье прибыло немного, поэтому иногда организаторы мероприятия вынуждены были прибегать к сознательному искажению фактов: С. Аргинбаева, солистка Башкирского театра оперы и балета, проходившая стажировку в Италии, присутствовала на Всемирном курултае башкир в качестве посланца башкир, проживающих на Аппенинском полуострове.

Выдвижение делегатов на курултай от различных регионов Башкирии проходило, как правило, по одному сценарию. Начинал конференцию глава городской (районной) администрации или его заместитель докладом по социально-экономическому и культурному положению региона, в том числе башкирского населения, в нем проживающего. Затем, происходило утверждение кандидатур, выдвинутых трудовыми коллективами и общественными организациями. Так, делегаты от города Октябрьский, названные «лучшими горожанами» утвердили 7 кандидатур: 5 башкир, один русский, один татарин (для справки: согласно последней переписи населения в городе Октябрьский проживает 9,4 % башкир, 36,9 % татар, 43,6 % русских).

Выступление на Всемирном курултае Президента РБ продемонстрировало стремление государственного аппарата использовать коренную нацию — башкир — в качестве основной социальной опоры. Основная часть доклада М.Г. Рахимова была посвящена духовной сфере, причем, по его мнению, необходимо не только заниматься сохранением родного языка, но и перевести на национальный язык школьное обучение.

Делегаты курултая высказывали озабоченность нерешенностью башкирских проблем в Башкирии и за ее пределами. Они были единодушны в стремлении незамедлительно преступить к реализации решений курултая в этнополитической практике.

После Всемирного курултая башкир повсеместно в Башкирии и за ее пределами стали проходить городские и районные курултаи, даже в тех регионах, где башкиры не составляют большинство населения. Обычно на местных курултаях с отчетом о проделанной работе выступает глава администрации и его заместитель.

В связи с тем, что в РБ не существует законодательства о курултае, их права и обязанности весьма туманны. Вместе с тем, по ряду направлений исполкомы курултаев явно вмешиваются в прерогативы исполнительной власти. Например, на курултае Баймакского района РБ делегаты решали проблемы природопользования. В пригородном Уфимском районе была предложена система отчетов представителей государственной власти перед курултаями. Эта идея тогда же воплотилась в жизнь. Перед делегатами выступила заместитель главы администрации района В. Андрианова, рассказав собравшимся о работе по развитию башкирской культуры.

Проводятся курултаи и вне РБ: в Челябинской, Пермской, Оренбургской и других областях — местах компактного проживания башкир.

Исполком Всемирного курултая башкир осуществляет связь с другими тюркскими народами. Так в апреле 1997 года в Казани было подписано Соглашение о сотрудничестве с Всемир-ным конгрессом татар. Пункт 4 Соглашения гласит: «Стороны решили продолжить консуль-тации по вопросам перехода к латинскому алфавиту /.../». Комментируя это положение З. Ураксин, заместитель председателя Исполкома Всемирного курултая башкир и вице-президент Академии наук Республики Башкортостан заметил, что это предложение внесено татарской стороной, поскольку переход к «латинице» в РТ обсуждается на правительствен-ном уровне; в Башкирии же данная инициатива широкого отклика не имеет. Пункт 5 преду-сматривает «возможность создания конфедерации республик».

Проведенные с большим размахом мероприятия, посвященные Всемирному курултаю башкир, и последовавшая затем кампания по проведению местных курултаев в Республике Башкортостан и других субъектах Российской Федерации, показали, что официальные круги Башкирии предприняли попытку перехватить инициативу проведения национальных съездов у партий и движений этнической ориентации. В продолжение событий, летом 1997 года был проведен, также под жестким контролем правительства, Конгресс татар РБ. В связи с тем, что на данном форуме в основном присутствовали делегаты, лояльные Президенту РБ, то и исполнительные органы Конгресса подбирались по такому же принципу: председателем Конгресса татар стал Э.Ш. Хамидов, ректор БГПИ.

Попытки создания «карманных» национальных организаций все же не избавляют органы государственной власти от национальной оппозиции, которая возникает в противовес официальным структурам. Фактически сразу же после проведения Конгресса татар Республики Башкортостан в среде татарской диаспоры стали раздаваться недовольные голоса, обвиняющие исполнительные органы Конгресса в нарушении принятых решений и соглашательстве с правительством и Президентом Башкирии.

Татарское национальное движение

Татарские национальные партии и общественные организации являются наиболее активными, хотя и малочисленными в Республике Башкортостан. Будучи вторыми по численности населения Башкирии, представители татарского этноса озабочены слабым вниманием со стороны руководства республики к своим проблемам.

Вместе с тем, татарское национальное движение не сумело организоваться в мощное политическое объединение по защите своих национальных интересов. Ни одна из влиятельных татарских организаций не смогла пройти процедуру перерегистрации в 1995 году.

Татарский общественный центр РБ (ТОЦ РБ)

Одной из первых татарских организаций в Республике Башкортостан был ТОЦ, появившийся в январе 1989 года. Основной целью этой организации было провозглашено «содействие органам государственной власти и управления в реализации политических и культурных прав татарского населения республики, его всестороннее развитие, а также поддержание культурных, научных, деловых и прочих контактов с лицами татарской национальности и их сообществами» .

Лидеры ТОЦа при поддержке татарской общественности наметили дальнейшую программу деятельности. Так, в одной из резолюций, принятой 15 октября 1989 года было предложено: восстановить конституционный статус татарского языка как одного из официальных языков республики наряду с башкирским и русским языками; расширить возможности и развивать формы обучения на родном языке в дошкольных учреждениях и школах; создать секцию татарских писателей в Союзе писателей БАССР; возобновить издание книг на татарском языке в городе Уфе; организовать издание общественного журнала на татарском языке; от-крыть татарское отделение в училище и институте искусств; возродить передачи по респуб-ликанскому радио и телевидению на татарском языке путем увеличения продолжительности республиканских передач; возродить в Уфе татарский государственный драматический те-атр; открыть татарские театры в Туймазах, Нефтекамске, Дюртюлях; создать татарскую труппу в Уфимском театре юного зрителя; организовать татарские бригады в Башкирской государственной филармонии; открыть образцовую татарскую школу в здании бывшего медресе «Галия», построенном на средства татарского населения и т.д.

ТОЦ РБ, как и другие татарские организации, выступает в совместных акциях с русским национальным движением. Например, в период предвыборной кампании в Государственную Думу 2 го созыва представители ТОЦа агитировали голосовать за А. Аринина, председателя общественного объединения «Русь».

ТОЦ выступил одним из инициаторов создания общественного объединения «За гражданские права и социальную справедливость» (март 1996 г.). Однако в рядах этой организации не обнаруживается полного единства и взаимопонимания. Так, в начале 1995 года К. Яушев был смещен с поста председателя ТОЦа, бывшие соратниками обвинили его в присвоении 18 миллионов рублей; в экстремизме; в попытке дискредитации Верховного муфтия ДУМЕС Т. Таджуддина; в предательстве интересов татарского народа, выразившегося в развале работы ТОЦа. По мнению бывшего ответственного секретаря партии «Идель-Урал», К. Яушев —один из «своих людей» в правительстве Республики Башкортостан, которое стремится создать «ручные» татарские организации.

Татарская демократическая партия «Идель-Урал»

Основной целью партии, появившейся в декабре 1990 года «является защита прав татарского народа республики в политической, экономической, культурной и социальной областях, содействие в создании условий для национального возрождения через восстановление его неотъемлемых прав на самоопределение» . Партия не была перерегистрирована в 1994 году, однако и в данный момент продолжает функционировать, хотя ничем существенным не отличается от других общественных организаций татарского национального движения.

Партия выпускает газету с одноименным названием, в которой публикуются материалы, вызывающие недовольство у власти. Так, весной 1994 года Министерством юстиции Республики Башкортостан было вынесено официальное письменное предупреждение ТДП «Идель-Урал» в связи «с публикаций в печатном органе татарской демократической партии «Идель-Урал» материалов, разжигающих национальную рознь в республике и материалов, направленных на нарушение целостности Республики Башкортостан» .

Милли Меджлис татар Республики Башкортостан

Наиболее авторитетным в настоящее время является Милли Меджлис татар Республики Башкортостан, задачей которого стала координация всех татарских организаций в республике и решение внутренних проблем татар.

В Положении о Милли Меджлисе подчеркивается, что «Милли Меджлис является высшим представительным органом татарского народа Башкортостана между корылтаями» . Цель Милли Меджлиса, по мнению Татарского корылтая — создание условий «развития татарского народа на основе доли национального богатства Республики Башкортостан, создаваемой трудом татарского народа» .

Также незарегистрированный, Милли Меджлис активно участвует в различных политиче-ских акциях татар Башкортостана. Например, 30 марта 1995 года, совместно с другими та-тарскими организациями, представители Милли Меджлиса обратились с «Петицией к Госу-дарственному Собранию Республики Башкортостан, президенту Б. Ельцину как гаранту кон-ституционных прав», в которой отмечалась неблаговидная роль Верховного Совета и Прези-дента РБ, назначавших на министерские и другие руководящие посты чиновников не по де-ловым качествам, а по этническому признаку. Тем самым, «практически произошел захват власти узким кругом людей, стоящих на позициях откровенного национализма и шовиниз-ма» . Представители татарского национального движения считали, что ими исчерпаны все доступные методы решения проблем путем обращения к Президенту Республики Башкорто-стан и к правительственным органам. Они предполагали, во-первых, начать широкомас-штабную кампанию по обращению в суды всех инстанций, во-вторых, оставить за собой право обратиться к массовому общественному протесту .

Итак, татарское национальное движение, в отличие от башкирского, не смогло обрести массового характера. Татарам не удалось создать партию с фиксированным членством и достаточным авторитетом. Татарское национальное движение РБ находится в жесткой оппозиции к башкирскому правительству, блокируясь, как правило, с представителями русских национальных организаций.

Русское национальное движение

Несмотря на то, что русские в Башкирии составляют большинство, в республике нет широкомасштабного русского национального движения, способного защитить интересы представителей этого этноса. Из общероссийских этнически ангажированных партий на территории Республики Башкортостан действует только РНЕ. Из республиканских —общественное объединение «Русь» и национально-культурный центр «Вече».

ОО «Русь» появилось гораздо позже других национальных организаций — в марте 1992 года. Оно было создано в целях «реализации и защиты гражданских, экономических, социальных, политических, культурных прав и свобод русского и других народов, подъема активности и самодеятельности русских, их участия в управлении государством и общественными делами, возрождения духовно-нравственных ценностей, казачества, развития научного, технического и художественного творчества, участия в благотворительной деятельности и т.д.» .

К лидеру организации А. Аринину в Республике Башкортостан отношение различное — от полного неприятия (например, А. Гайфуллин считает, что деятельность А. Аринина опасна, поскольку она дестабилизирует межнациональные отношения в Башкирии) и игнорирования органами государственной власти (А. Аринин не является членом Общественного Совещания при Президенте РБ) до однозначного признания его лидером русского населения РБ. В тесном контакте с ним работают татарские организации.

В отличие от ОО «Русь», РНКЦ РБ «Вече» занимается исключительно культурными проблемами. На начальном этапе русского национального движения произошло разделение «сфер влияния»: «Русь» акцентировала внимание на политических сюжетах, а «Вече» — на вопросах культуры. Основная цель РНКЦ РБ «Вече» — «объединить все здоровые русские силы и русские национальные движения».

Этнокультурные ассоциации представителей национальных меньшинств РБ

Наряду с перечисленными выше, в Башкирии действуют национальные организации чувашей, марийцев, украинцев, евреев, немцев. Кроме того, в республике осуществляет свою деятельность национальный чеченский центр, которому трижды было отказано в регистрации. Несмотря на то, что они, в основном, ставят перед собой культурно-просветительские задачи, их деятельность подвергается всяческому контролю со стороны государственных органов. По мнению одного из лидеров чувашского национального движения, политика нынешнего руководства Республики Башкортостан состоит в том, чтобы, формально соглашаясь с предложениями национально-культурных центров, всячески затягивать их реализацию .

Казачество в Башкирии

Появление казачества в районах современной Башкирии относится к концу XVI века. В этот период часть поволжских казаков бежало за реку Урал (Яик) после нападения на волжские суда. По пути они захватили ногайский город Сарайчик, расположенный в нижнем течении реки Урал.

Позднее казаки постепенно продвигаются на юг, закрепляясь на захваченной территории, и в 1591 году возобновляют прерванные отношения с Москвой. А уже в XVII столетии они официально признаются подданными Российского государства.

В 1723 году направленный в уральское казачье войско для расследования волнений полковник Захаров осуществил перепись казаков. Эта перепись выявила пестрый этнический состав уральцев. Сюда входили: донские казаки, гребенские казаки с Кавказа, запорожцы, астраханские, крымские и ногайские татары, башкиры, калмыки, мордва, поляки, туркмены, черкесы, чуваши, шведы и другие народы. Не случайно поэтому, одной из особенностей Уральского казачьего войска было наличие в нем двуязычия (русского и башкирского).

Полыхавшие в течение всего XVIII века башкирские восстания вынудили царское правительство перейти к специальным мерам. Указом от 10 апреля 1798 года башкир перевели в военно-казачье сословие. Эта система получила название кантонной: вся земля делилась на особые территориальные единицы — кантоны. Первоначально появилось: 11 башкирских, 5 мишарских кантонов, 5 кантонов оренбургских казаков и 2 кантона уральских казаков.

Данная система управления просуществовала до июля 1865 года, когда правительство приняло решение о передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство. Иными словами, кантонная система ликвидировалась и вместе с ней упразднялись военно-сословные привилегии башкир.

В современном Башкортостане, как и в других субъектах Российской Федерации, делаются попытки возрождения казачества. Его особенностью является то, что создание казачьих формирований осуществляется по двум линиям: появляются чисто башкирские организации казаков (башкирское казачье культурно-историческое общество «Ватан», башкирское военно-историческое казачье общество «Северные амуры») и возникают смешанные казачьи соединения, принадлежащие к различным Войскам (Землячества Волжских казаков, Табынский отдел казачьего войска).

Башкирские казаки, в целом не отделяя себя от Союза казаков России, стремятся к созданию этнически однородного казачьего формирования. Вместе с тем, например, в Уставе БККИО «Ватан» отмечено, что его членом «может быть любой гражданин, независимо от социального и имущественного положения, национальной принадлежности и вероисповедания /.../». Однако там же подчеркивается необходимость наследовать лучшие качества «наших предков — башкир-казаков».

Национально неангажированные казачьи формирования традиционно примыкают в своей деятельности к партиям и движениям русской ориентации: общественному объединению «Русь» и национально-культурному центру РБ «Вече». Их деятельность практически полностью сводится к возрождению культурных традиций казачества, восстановлению православных храмов и т.д.

В силу своей малочисленности, казачеству в Башкирии не удается сколько-нибудь видную роль в политическом процессе. Правительство РБ его не замечает: даже в Общественном Совете при Президенте РБ, где представлен более или менее широкий спектр политических течений, казачеству места не нашлось.

Резюме

В Башкортостане представлена фактически полная палитра национальных движений тех этносов, которые проживают в республике. Для выражения своих специфических интересов народы Башкирии могут создавать либо политические (партии, национальные центры, об-щественные объединения и т.д.), либо национально-культурные организации (национально-культурные центры). Народы, имеющие в республике небольшую численность населения, пошли по второму пути. Три крупнейших этноса: башкиры, татары и русские — совмещают две вышеперечисленные формы. В Башкирии действуют два республиканских закона «О политических партиях» и «Об общественных организациях», которые противоречат обще-федеральному законодательству и не приведены с ним в соответствие. Органы государст-венной власти Республики Башкортостан стремятся подчинить национальные движения сво-ей воле, пытаясь, во-первых, создать свои «опереточные» организации (курултаи, конгрес-сы), которые, как правило, не имеют поддержки народа, и, во-вторых, диктуют свою волю путем финансового давления (предоставляя на какие-то мероприятия деньги одним органи-зациям, игнорируя другие). Все это порождает сильное недовольство среди национально ангажированных слоев населения республики, которое может привести к созданию мощной оппозиции М. Рахимову, стоящей на национальной платформе (неважно какой — русской, башкирской или татарской).

Действующие в Республике Башкортостан национальные движения, в целом, соответствуют универсальной типологии, предложенной в начале статьи. Они зародились из кружков интеллегентов-националов, озабоченных национальными проблемами, особенно после ослабления идеологического пресса КПСС в конце 80-х годов. В первую очередь это относится к представителям башкирского этноса и их извечным оппонентам — татарам. В то же время русское национальное движение окончательно оформилось и заявило о себе гораздо позже — лишь в начале 90-х годов. Это объясняется незаинтересованностью русских в специфической национальной проблематике. И только начавшаяся латентная «титулизация» кадрового аппарата в республике вынудила часть русского народа заняться этими вопросами.

В Башкирии сложилась уникальная ситуация, при которой фактически родные, кровные братья — башкиры и татары выступают в жесткой оппозиции друг другу, а последние к тому же чаще всего действуют совместно с русским движением. Поэтому не случайно то, что нравится одной стороне, неприемлемо для другой. Например, во время конфликта в ДУМЕСе (1992 г.) башкирские националисты были в первых рядах инициаторов образования независимых региональных духовных управлений, а представители татарского движения, наоборот, поддержали верховного муфтия Т. Таджуддина, несмотря на то, что в Республике Татарстан местные национальные движения были солидарны с башкирами.

Современное положение характеризуется падением престижа национальных движений и интереса к национальной проблематике у населения в целом. Внутри национальных органи-заций наметился явный кризис идеологий, наблюдается заметное ослабление притока сто-ронников в их ряды. Национальные движения начинают терять свой колорит и свою специ-фику, превращаясь в обычные псевдопарламентские партии диванного типа.

Hosted by uCoz